Ключевые слова

ВУЗ / БАЗОВАЯ КАФЕДРА / ПРЕДПРИЯТИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРАКТИКА / КОМПЕТЕНЦИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / UNIVERSITY / BASIC DEPARTMENT / ENTERPRISE / EDUCATIONAL PROCESS / PRACTICE / COMPETENCES / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы - Радионов Андрей Александрович, Рулевский Александр Дмитриевич

Конкурентоспособность высших учебных заведений и востребованность на рынке труда их выпускников во многом зависит от степени практической направленности проводимых образовательных процедур. Усиление практико-ориентированной части процесса подготовки позволит устранить существующий системный разрыв между уровнем подготовки студентов в вузах и степенью эффективности их последующей профессиональной деятельности. Особая роль в этой работе отводится базовым кафедрам , создаваемым непосредственно на предприятиях . В данной статье на основании опыта работы Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ, г. Челябинск) сформулированы и проанализированы требования, выполнение которых позволяет добиться максимальной эффективности деятельности базовых кафедр . Определены требования к предприятиям , на которых целесообразно открытие базовых кафедр . Особое внимание уделяется характеру взаимодействия предприятий и вузов , позволяющему добиться взаимной заинтересованности и совпадения интересов в деятельности базовых кафедр . Поскольку требуются специалисты с конкретным набором компетенций , первостепенное значение имеет адаптация образовательных программ базовых кафедр к нуждам предприятий . Показаны возможные пути достижения данного условия. Было определено, что обязательным элементом учебного процесса , проводимого на базовых кафедрах , является организация непрерывной системы производственных практик , позволяющая студентам осуществить последовательную смену рабочих мест и инженерно-технических должностей в подразделениях предприятия , что является важнейшим условием формирования требуемого набора компетенций . Выявленные требования позволяют не только повысить эффективность деятельности базовых кафедр , но и дают возможность создать вокруг них учебную, научно-производственную и социокультурную зону непрерывного инновационного цикла предприятий . Как показывает опыт работы Южно-Уральского государственного университета, это обстоятельство существенно повышает заинтересованность предприятий в расширении института базовых кафедр .

Похожие темы научных работ по наукам об образовании, автор научной работы - Радионов Андрей Александрович, Рулевский Александр Дмитриевич

  • Построение инновационной модели подготовки технических специалистов на основе базовых кафедр организаций высшего образования

    2016 / Рулевский Александр Дмитриевич, Рыбаков Василий Петрович
  • Организационно-правовые аспекты создания базовой кафедры педагогического вуза в общеобразовательной организации

    2016 / Безвиконная Елена Владимировна, Волох Тамара Сергеевна
  • Модель формирования практико-ориентированных компетенций у бакалавров-инженеров

    2016 / Плаксина Юлия Геннадьевна, Сюськина Юлия Львовна
  • Анализ форм проведения технологических практик для подготовки квалифицированных инженерных кадров

    2016 / Кравченко Игорь Игоревич, Заварзин Валерий Иванович, Бушуев Николай Николаевич, Смирнов Сергей Георгиевич, Бушуева Валентина Викторовна
  • Стратегия развития профильного лингвистического образования в вузе

    2016 / Хомутова Тамара Николаевна
  • Системный подход к построению структуры организационно-функциональной модели цифрового моделирования производственных процессов

    2018 / Куликов Геннадий Григорьевич, Ризванов Константин Анварович, Петров Юрий Евгеньевич
  • Практические аспекты подготовки студентов социокультурной сферы в контексте культурологического и компетентностного подходов

    2014 / Журавлев Владимир Васильевич
  • К вопросу об организации практикоориентированной подготовки кадров для сферы туризма и гостеприимства

    2014 / Бушуева Ирина Викторовна
  • Базовая кафедра вуза в дошкольной образовательной организации как инновационный подход к организации профессиональной подготовки педагогов в области дошкольного образования

    2017 / Булах Ксения Владимировна, Демченко Наталья Юрьевна

The competitiveness of higher education institutions and the labor market demand for graduates depend on the degree of practical orientation of education. The increase of the practice-oriented part of the education process will eliminate the existing gap between the system of preparation of students at higher institution and the effectiveness of their future professional activity. Critical role in this work is given to the basic departments created at the workplace. Analyzing the experience of the South Ural State University (SUSU, Chelyabinsk), the paper describes the requirements that enable to maximize the efficiency of the basic departments. It also defines the requirements for the companies where it is advisable to organize basic departments. Particular attention is given to the nature of interaction between enterprises and universities that should be based on mutual interests. As enterprises need specialists with a particular set of competences , it is critical to adapt the educational programs to the needs of enterprises. Possible ways to achieve this condition are given in the paper. It was determined that an obligatory element of the educational process of the basic departments is a continuous system of practices, allowing students to change their quasi-professional activities, perform different types of work. It is another essential condition for the formation of the desired set of skills. Identified requirements can not only improve the efficiency of the basic departments, but can also give the opportunity to create the educational, scientific, industrial and socio-cultural areas of continuous innovation businesses. The experience of South Ural State University shows that this fact significantly increases the interest of enterprises to the expansion of the university basic departments.

Текст научной работы на тему «Условия эффективности деятельности базовых кафедр вузов»

Проблемы инженерного образования

УДК 378.014 + 378.047 DOI: 10.14529/ped160112

ББК Ч 448.44

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАЗОВЫХ КАФЕДР ВУЗОВ

А.А. Радионов, А.Д. Рулевский

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

Конкурентоспособность высших учебных заведений и востребованность на рынке труда их выпускников во многом зависит от степени практической направленности проводимых образовательных процедур. Усиление практико-ориентированной части процесса подготовки позволит устранить существующий системный разрыв между уровнем подготовки студентов в вузах и степенью эффективности их последующей профессиональной деятельности. Особая роль в этой работе отводится базовым кафедрам, создаваемым непосредственно на предприятиях.

В данной статье на основании опыта работы Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ, г. Челябинск) сформулированы и проанализированы требования, выполнение которых позволяет добиться максимальной эффективности деятельности базовых кафедр. Определены требования к предприятиям, на которых целесообразно открытие базовых кафедр. Особое внимание уделяется характеру взаимодействия предприятий и вузов, позволяющему добиться взаимной заинтересованности и совпадения интересов в деятельности базовых кафедр.

Поскольку требуются специалисты с конкретным набором компетенций, первостепенное значение имеет адаптация образовательных программ базовых кафедр к нуждам предприятий. Показаны возможные пути достижения данного условия.

Было определено, что обязательным элементом учебного процесса, проводимого на базовых кафедрах, является организация непрерывной системы производственных практик, позволяющая студентам осуществить последовательную смену рабочих мест и инженерно-технических должностей в подразделениях предприятия, что является важнейшим условием формирования требуемого набора компетенций.

Выявленные требования позволяют не только повысить эффективность деятельности базовых кафедр, но и дают возможность создать вокруг них учебную, научно-производственную и социокультурную зону непрерывного инновационного цикла предприятий. Как показывает опыт работы Южно-Уральского государственного университета, это обстоятельство существенно повышает заинтересованность предприятий в расширении института базовых кафедр.

Ключевые слова: вуз, базовая кафедра, предприятие, учебный процесс, практика, компетенции, эффективность.

Постановка задачи. Наше время предъявляет повышенные требования к выпускникам высших учебных заведений. Их профессиональная квалификация во все возрастающей мере определяется не только уровнем и объемом приобретенных во время обучения в вузе знаний и навыков, но и способностью быстро адаптироваться к меняющимся производственно-хозяйственным условиям, умением постоянно пополнять и творчески использовать получаемую в процессе практической деятельности информацию .

Выпускники вузов должны уметь согласовывать свои решения и действия с задачами предприятий, на которые они приходят работать после завершения обучения. Практика же показывает, что во многих жизненных и производственных ситуациях знания и навыки, полученные во время обучения в вузе, не «срабатывают» и даже зачастую становятся вредными: молодые специалисты используют их чисто автоматически, не понимая сути конкретных ситуаций. Все это приводит к тому, что до того момента, когда выпускник ву-

за становится полноценным работником, способным стабильно выполнять требуемые функции и задачи, которые ставятся перед ним на предприятии, проходит период его адаптации .

Как показывает анализ деятельности различных компаний реального сектора экономики, период адаптации выпускников вузов является довольно длительным и финансово затратным процессом. В этот период непосредственно на предприятиях и организациях проходит их обучение необходимым профессиональным навыкам, которое проводится в виде прохождения всевозможных стажировок и аттестаций. Все это позволяет вчерашним студентам приобрести минимально необходимый производственный опыт. Не менее важное значение имеют и элементы корпоративного воспитания - это, прежде всего, усвоение философии и производственной культуры предприятия. Все это требует не только немалого времени, но и серьезных финансовых ресурсов, поэтому неудивительно, что только прямые затраты предприятий на подобную «доводку-адаптацию» выпускников составляют от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч рублей на человека в год .

При этом нужно учитывать, что гарантия успешного прохождения процесса адаптации выпускниками вуза с дальнейшим их закреплением на предприятии отсутствует. Именно это является одной из основных причин наличия постоянной «текучки» кадров и как следствие этого - необходимости подготовки и отбора новых.

Очевидно, что эффективность подобного алгоритма подготовки специалистов для предприятий реального сектора экономики довольно низка. К числу ее основных недостатков можно отнести:

Сложности с определением реальной компетенции выпускников вузов при приеме их на работу;

Значительные временные и финансовые затраты предприятий на адаптацию молодых специалистов.

Поэтому и перед предприятиями, и перед вузами стоит задача снижения издержек на процесс адаптации выпускников. Ее решение позволит первым снизить непроизводственные затраты и тем самым повысить эффективность своей деятельности, а вторым - по-

высить свою конкурентоспособность и престиж на рынке образовательных услуг.

В данном случае, нужно понимать, что в настоящее время конкурентоспособность высших учебных заведений во многом зависит от степени практической направленности проводимых в них образовательных процессов. Сегодня и абитуриенты, поступающие в вузы, и студенты, уже обучающиеся в них, предъявляют высокие требования к высшим учебным заведениям, ожидая, что по их окончании они будут должным образом подготовлены к практической деятельности в выбранном направлении и без особого труда смогут найти работу по специальности .

Поэтому усиление практико-ориентиро-ванной направленности учебного процесса в вузах является приоритетной задачей и общемировым трендом. На Западе, например, активное распространение получили так называемые «индустриальные департаменты» университетов. Их особенностью является то, что они одновременно работают со многими предприятиями определенной отрасли. «Индустриальные департаменты» организуют для студентов практическое обучение и стажировки в различных компаниях, привлекают для работы в качестве преподавателей специалистов ведущих предприятий, помогают фирмам подобрать студентов для участия в конкретных инновационных и внедренческих проектах .

В российских вузах, согласно основным направлениям деятельности Правительства РФ на период до 2018 года, количество студентов, обучающихся по практико-ориенти-рованным программам прикладного бакалавриата, должно достигнуть 30 % от числа тех, кто учится за счет средств федерального бюджета .

Особая роль в усилении практической ориентированности процесса обучения прикладных бакалавров отводится базовым кафедрам. В отличие от «индустриальных департаментов», базовая кафедра - это образовательная площадка, находящаяся не в высшем учебном заведении, а на территории предприятия - стратегического партнера вуза. Она создается для сотрудничества с конкретным работодателем, причем рамки взаимодействия в каждом случае оговариваются и формулируются индивидуально на договорных основах .

Первые базовые кафедры появились в нашей стране достаточно давно - еще в начале 2000-х годов. Тогда Министерство образования РФ определило порядок создания вузами кафедр на базе научных организаций, осуществляющих образовательный процесс. В 2013 году появилась возможность организовывать их и на предприятиях реального сектора экономики для реализации практико-ориентированных образовательных программ прикладного бакалавриата с целью наиболее эффективной подготовки специалистов, обладающих компетенциями по решению прикладных, технологических задач .

Полученный за это время опыт практической деятельности базовых кафедр показал, что они могут быть созданы при соблюдении следующих условий :

Соответствие реализуемой вузом образовательной программы профилю деятельности предприятия - стратегического партнера;

Наличие у стратегического партнера вуза материальной базы, необходимой для деятельности базовой кафедры;

Обеспечение на базовой кафедре возможности проведения всех видов учебной деятельности, предусмотренных учебным планом;

Обеспечение предприятием - стратегическим партнером вуза условий для подготовки обучающимися на базовой кафедре выпускных квалификационных работ;

Создание безопасных условий обучения.

Основным преимуществом базовых кафедр является возможность приблизить учебный процесс к нуждам конкретных предприятий. Это позволяет ориентировать его на получение студентами навыков по решению реальных производственных задач, что делает их готовыми приступить к профессиональной деятельности сразу же после завершения обучения в вузе. Можно даже сказать, что базовая кафедра является своеобразным «окном» вуза в мир реальной экономики. Фактически это площадка, которая позволяет проводить адаптацию студентов к конкретному предприятию или производства в период их учебы в высшем учебном заведении.

В Южно-Уральском государственном университете (ЮУрГУ, г. Челябинск) в последние годы были открыты несколько базовых кафедр, которые в настоящее время успешно работают. Имеющийся опыт позволил четко очертить ряд обязательных условий,

выполнение которых позволяет добиться наибольшей эффективности их деятельности. Под эффективностью в данном случае понимается подготовка специалистов, в максимальной степени отвечающих требованиям базовых предприятий.

Отбор предприятий - стратегических партнеров для создания базовых кафедр. Компании для сотрудничества с вузами в качестве стратегических партнеров при создании базовых кафедр нужно отбирать очень тщательно. Это должны быть не просто предприятия, которые хотят решить проблему с кадрами - таких в реальном секторе экономики сегодня большинство, но предприятия, представляющие перспективные отрасли экономики, в которых они являются лидерами.

Это необходимые требования, поскольку главная ценность базовых кафедр для вуза заключается в возможности совершенствования учебного процесса за счет включения в него передового опыта ведущих отечественных и зарубежных компаний. Только в этом случае высшее образование будет лучше соответствовать актуальным потребностям экономики и общества.

Именно передовые предприятия-лидеры, как правило, являются постоянными и самыми крупными заказчиками кадров. Они имеют необходимую материальную, интеллектуальную и организационно-техническую базу для создания и успешного функционирования базовых кафедр. Кроме этого, направленность их развития определяется не текущей рыночной конъюнктурой, а перспективными планами, опирающимися на продуманную долгосрочную стратегию.

Предприятия такого уровня предъявляют повышенные требования к своим работникам и именно поэтому могут быть заинтересованы в создании базовых кафедр: благодаря их работе они смогут получать выпускников с необходимым набором и уровнем компетенций. Поэтому они осознанно идут на значительные первоначальные затраты, требуемые на создание базовых кафедр, которые могут достигать нескольких десятков миллионов рублей, вполне резонно ожидая, что полученный через несколько лет эффект от снижения затрат на адаптацию выпускников вузов перекроет сделанные инвестиции.

Учитывая изложенные выше соображения, базовая кафедра мехатроники ЮУрГУ была создана на базе одного из ведущих рос-

сийских промышленных предприятий - Челябинского трубопрокатного завода, а стратегическим партнером при создании базовой кафедры автомобилей и автомобильного сервиса стал один из крупнейших автомобильных холдингов Урала - «Регинас». Он не только контролирует в настоящее время треть автомобильного рынка Челябинской области, но и имеет в своей структуре завод по производству автомобильных компонентов.

В то же время, как показывает опыт ЮУрГУ и ряда других отечественных вузов, попытки создания базовых кафедр на предприятиях, не отвечающих изложенному выше требованию, оказались неудачными.

Максимальное взаимодействие предприятий-работодателей и базовых кафедр. Опыт ЮУрГУ показывает, что базовые кафедры работают успешно только в том случае, если у вуза и его стратегических партнеров есть взаимная заинтересованность и совпадение интересов. Как показывает практика деятельности ряда российских вузов, там, где это условие не соблюдается, эффективность существования базовых кафедр крайне низка .

Хотя базовая кафедра является структурным учебно-научным подразделением вуза, но предприятие, на котором она создана, должно быть максимально вовлечено в ее деятельность. Так, согласно положению о базовой кафедре автомобилей и автомобильного сервиса ЮУрГУ, все претенденты на должность заведующего базовой кафедры проходят собеседование с руководством предприятия, а его представители принимают участие в заседаниях базовой кафедры, а также совета факультета и Ученого совета Университета, на которых обсуждаются результаты ее работы.

Одновременно с этим целесообразна и официальная формализация на предприятии заведующего базовой кафедрой с точки зрения его полномочий. Это дает возможность оперативно решать со службами предприятия все вопросы, связанные с функционированием базовой кафедры.

Очень важно, чтобы преподаватели и сотрудники базовой кафедры имели полную информацию обо всех аспектах производственно-хозяйственной деятельности «своего» предприятия. С этой целью, например, в период формирования базовой кафедры автомобилей и автомобильного сервиса ЮУрГУ все преподаватели прошли двухнедельную стажировку в различных подразделениях компа-

нии «Регинас», на базе которой она была открыта.

Адаптация образовательных программ прикладных бакалавров к нуждам базовых предприятий. В настоящее время вузы готовят специалистов в соответствие с требованиями общих для всех федеральных государственных образовательных стандартов. В этом заключается определенная концептуальная проблема: выпускник получает некий общий набор компетенций, в то время как каждому предприятию требуется специалист с их определенным конкретным набором. Для того чтобы добиться этого, основные положения образовательных программ базовой кафедры и учебных планов, составленных на их основе, должны быть согласованы с ее работодателем.

Разработанные в ЮУрГУ учебные планы базовых кафедр предусматривают, что на первых курсах студенты осваивают большинство дисциплин гуманитарной, социальной и естественно-научной направленности. В то же время, углубленное изучение ряда общепрофессиональных (технических) дисциплин и практическая подготовка для овладения рабочими профессиями проводится в учебных центрах, созданных на базовых предприятиях.

На старших же курсах большая часть профилирующего обучения студентов осуществляется уже в учебных центрах с привлечением к образовательной деятельности ведущих специалистов базовых предприятий. В результате на втором этапе образовательного цикла удается не только обеспечить прак-тико-ориентированную направленность подготовки прикладных бакалавров, но и нацелить ее на решение конкретных запросов и требований базовых предприятий.

Аналогичных принципов придерживаются и другие отечественные высшие учебные заведения. Так, на базовых кафедрах Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» сотрудники компаний, на которых они созданы, ведут лекционные и семинарские занятия, проводят мастер-классы, руководят дипломными и курсовыми работами, практиками и стажировками, привлекают студентов к выполнению проектов и исследований .

Создание непрерывной системы производственных практик. Как уже отмечалось, базовая кафедра позволяет сосредоточить практико-ориентированную часть обучения студентов непосредственно на предприятии,

для которого ведется подготовка прикладных бакалавров. Это дает возможность организовать прохождение студентами практик непосредственно на месте их будущей работы.

Особенностью организации производственных практик на базовой кафедре является возможность последовательной схемы смены рабочих мест и инженерно-технических должностей в различных подразделениях предприятия. Это дает возможность формировать у студентов требуемый набор конкретных компетенций.

Организация непрерывного цикла научно-производственной практики и раньше была характерна для ведущих отечественных технических вузов. Именно это позволяло, не снижая уровня образования в области фундаментальных и общетехнических наук, усилить практическую подготовку студентов . В случае же базовой кафедры и студент, и работодатель могут уже в период обучения определиться с будущим местом работы выпускника. В этом случае ведущие специалисты соответствующего подразделения выполняют функции своеобразных наставников, что помогает сократить разрыв между теоретическими знаниями будущего молодого специалиста, полученными в учебном процессе, и его дальнейшей практической деятельностью после завершения обучения в вузе. Фактически это снимает необходимость его профессиональной адаптации.

Расширение направлений деятельности базовой кафедры. Базовая кафедра должна создаваться не только с целью подготовки прикладных бакалавров, но и для проведения научно-исследовательской работы, а также переподготовки и повышения квалификации действующих специалистов . Все эти направления ее деятельности осуществляются, в первую очередь, в интересах конкретного базового предприятия.

Такая комплексность позволяет создавать вокруг кафедры учебную, научно-производственную и даже социокультурную зону формирования непрерывного инновационного цикла базового предприятия, что дает возможность менеджменту проводить оперативное внедрение и коммерциализацию результатов деятельности базовой кафедры. Все это должно существенно повысить заинтересованность и вузов, и предприятий в расширении института базовых кафедр.

Заключение. Опыт работы базовых кафедр ЮУрГУ показывает, что такая форма подготовки прикладных бакалавров имеет перспективы и интересна всем - и студентам, и вузам, и предприятиям. Базовые кафедры позволяют устранить существующий в настоящее время системный разрыв между уровнем подготовки студентов в вузах и степенью эффективности их последующей практической деятельности.

Литература

1. Базовая кафедра. - http://bk-imc.ru (дата обращения: 30.09.2015).

2. Заварзин, В.И. Интеграция образования, науки и производства / В.И. Заварзин, А.И. Гоев // Рос. предпринимательство. -

2011. - № 4. - С. 48-56.

3. Кубанков, А.Н. Опыт взаимодействия вуза и инновационного предприятия при подготовке специалистов для сферы безопасности радиосвязи / А.Н. Кубанков, А.А. Сах-нин //Безопасность информационных технологий. - http://bit.mephi.ru (дата обращения: 30.09.2015).

4. Лабыкин, А. Российские вузы приблизят к реалиям рынка / А. Лабыкин. - http:// expert.ru (дата обращения: 30.09.2015).

5. Миляева, Е. Бакалавр по карману / E. Миляева. - http://national.invur.ru (дата обращения: 30.09.2015).

6. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (утв. Правительством РФ 14 мая 2015 г.). - http://garant.ru (дата обращения: 30.09.2015).

7. Попова, Е.М. Роль базовой кафедры вуза в усилении практической направленности обучения / Е.М. Попова, И.Г. Зайцева // Управление качеством в современном вузе: тр. X Междунар. науч.-метод. конф. - СПб.,

2012. - С. 163.

8. Примерное положение о базовой кафедре ФГБОУ ВПО «СПбГПУ». - http:// SpbSTU.ru (дата обращения: 30.09.2015).

9. Рылько, Е. В создании базовых кафедр заинтересованы и вузы, и бизнес / Е. Рылько. -http://faito.ru (дата обращения: 30.09.2015).

10. Старцева, Т.Е. Решать проблему престижа технических специальностей нужно на государственном уровне / Т.Е. Старцева. -http://podmoskovye.bezformata.ru (дата обращения: 30.09.2015).

Радионов Андрей Александрович, доктор технических наук, профессор, проректор, заведующий базовой кафедрой мехатроники, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, [email protected], [email protected].

Рулевский Александр Дмитриевич, кандидат технических наук, доцент, заведующий базовой кафедрой автомобилей и автомобильного сервиса, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, [email protected].

DOI: 10.14529/ped160112

CONDITIONS OF EFFECTIVENESS OF UNIVERSITY BASIC DEPARTMENTS

A.A. Radionov, [email protected], [email protected],

A.D. Rulevskiy, [email protected]

South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

The competitiveness of higher education institutions and the labor market demand for graduates depend on the degree of practical orientation of education. The increase of the practice-oriented part of the education process will eliminate the existing gap between the system of preparation of students at higher institution and the effectiveness of their future professional activity. Critical role in this work is given to the basic departments created at the workplace.

Analyzing the experience of the South Ural State University (SUSU, Chelyabinsk), the paper describes the requirements that enable to maximize the efficiency of the basic departments. It also defines the requirements for the companies where it is advisable to organize basic departments. Particular attention is given to the nature of interaction between enterprises and universities that should be based on mutual interests.

As enterprises need specialists with a particular set of competences, it is critical to adapt the educational programs to the needs of enterprises. Possible ways to achieve this condition are given in the paper.

It was determined that an obligatory element of the educational process of the basic departments is a continuous system of practices, allowing students to change their quasi-professional activities, perform different types of work. It is another essential condition for the formation of the desired set of skills.

Identified requirements can not only improve the efficiency of the basic departments, but can also give the opportunity to create the educational, scientific, industrial and socio-cultural areas of continuous innovation businesses. The experience of South Ural State University shows that this fact significantly increases the interest of enterprises to the expansion of the university basic departments.

Keywords: university, basic department, enterprise, educational process, practice, competences, efficiency.

1. Bazovaya kafedra . Available at: http://bk-imc.ru (accessed 30.09.2015).

2. Zavarzin V.I., Goev A.I. . Russian Entrepreneur-ship, 2011, no. 4, pp. 48-56. (in Russ.)

3. Kubankov A.N., Sakhnin A.A. . Available at: http://bit.mephi.ru (accessed 30.09.2015). (in Russ.)

4. Labykin A. Rossiyskie vuzy priblizyat k realiyam rynka . Available at: http://expert.ru (accessed 30.09.2015).

5. Milyaeva E. Bakalavr po karmanu . Available at: http://national.invur.ru (accessed 30.09.2015).

6. Osnovnye napravleniya deyatel"nosti Pravitel"stva Rossiyskoy Federatsii na period do 2018 goda (utv. Pravitel"stvom RF14 maya 2015 g.) . Available at: http://garant.ru (accessed 30.09.2015).

7. Popova E.M., Zaytseva I.G. . Upravlenie kachestvom v sovremennom vuze. Trudy X Mezhdunarodnoy nauchno-metodicheskoy konferentsii . St. Petersburg, 2012, p. 163. (in Russ.)

8. Primernoe polozhenie o bazovoy kafedre FGBOU VPO "SPbGPU" . Available at: http://SpbSTU.ru (accessed 30.09.2015).

9. Ryl"ko E. V sozdanii bazovykh kafedr zainteresovany i vuzy, i biznes . Available at: http://faito.ru (accessed 30.09.2015).

10. Startseva T.E. Reshat" problemu prestizha tekhnicheskikh spetsial"nostey nuzhno na gosu-darstvennom urovne . Available at: http://podmoskovye.bezformata.ru (accessed 30.09.2015).

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Радионов, А.А. Условия эффективности деятельности базовых кафедр вузов / А.А. Радионов, А. Д. Рулевский // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2016. - Т. 8, № 1. - С. 87-93. Б01: 10.14529^160112

Radionov A.A., Rulevskiy A.D. Conditions of Effectiveness of University Basic Departments. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2016, vol. 8, no. 1, pp. 87-93. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped160112

Лечение зависит во многом от степени заболевания, его длительности, присоединения половых нарушений.

Многолетний опыт привел нас к убеждению, что многие больные становятся неврастениками и практически инкурабильными в результате чрезвычайно насыщенного лечения массажами, физиотерапевтическими процедурами и др., сочетающегося с запретом на различный срок половой деятельности.

Начнем с рациональности такого запрета. По нашему мнению, половая деятельность не только не должна быть запрещена, но и стимулирована. Лучшего массажа, опорожняющего железу, нет. Длительное воздержание приводит к конгестивным явлениям, фиксирует внимание больного непосредственно на половой сфере. После периода воздержания больной отмечает укорочение длительности полового акта, что вполне объяснимо не болезнью, а состоянием возбуждения. Поэтому мы рекомендуем больному, в зависимости от его возраста и привычек до возникновения простатита, выполнение половой функции ежедневно, раз в 2-3 дня, соблюдая определенную регулярность.

В начальных стадиях болезни достаточно назначение тепловых процедур, эскузана (улучшающего кровообращения в малом тазу), витамина Е, бисептола, о свойствах которого говорилось выше.

При более выраженных и давних случаях показаны дополнительно массажи раз в 2 дня, причем массаж следует производить нежно, физиотерапевтические процедуры. В запущенных случаях показано грязелечение в виде ректальных тампонов и компрессов на промежность, половые гормоны. В любых условиях такт врача, его умение влиять успокаивающе на больного имеют решающее значение.

Мы выше писали об «аденомите» и изложили частично причину, по которой авторы настаивают на этом термине. Вполне справедливо, что воспалительный процесс не ограничивается только тканью самой аденомы, что он захватывает и паренхиму . Иначе говоря, простатит всегда сопутствует воспалению в аденоме. Но наиболее важным звеном следует рассматривать поражение аденомы. При аденоме простаты сама железа постепенно превращается в своеобразную хирургическую капсулу, и вся клиническая картина болезни - следствие роста аденомы, изменения в ее ткани, в данном случае связанные с воспалением, отражаются на проявлениях болезни, что операционная травма относится к удаляемой аденоме и в меньшей мере к ее хирургической капсуле.

Мы считаем, что периодические ухудшения типа усиления дизурических явлений объясняются обострением воспалительного процесса в аденоме, приводящим к ее отеку и тем самым к увеличению степени сдавления просвета шейки пузыря, уретры. Сказанное относится и к другим инфекционным осложнениям послеоперационного периода, в частности к флебиту тазовых вен.

Придавая особое значение аденомиту, по нашему мнению, в каждом случае, в котором течение аденомы простаты осложнено инфекцией и предстоит оперативное плановое вмешательство, антибактериальная терапия в предоперационном периоде облигатна. Несмотря на необязательное совпадение вида микрофлоры, высеваемой из мочи, с микрофлорой, инфицирующей аденому, построение схемы предоперационной антибактериальной терапии возможно только на основе посевов мочи.

Вот ссылка - перейдя по ней и у тебя появится возможность выгодно и анонимно купить лучшие дженерики в РФ.

В 2010 году планы основных строительных компаний города остаются практически на уровне прошлогодних. В ЛенСпецСМУ собираются расширить земельный банк и начать строительство нескольких объектов в Петербурге и Москве. Правда, основные жилые комплексы, на которых сконцентрируется застройщик, -- уже строящиеся «Юбилейный квартал» и «Орбита». В планах ГДСК -- ввод в эксплуатацию порядка 280 тыс. м2 жилья. Среди них новые корпуса в жилых комплексах «Южный», «Фортуна», «Антей», «Каролина». Планируется начать возведение нового объекта на ул. Белышева в Невском районе.

«Мы не останавливали строительство начатых объектов. Все реализованные проекты были обеспечены стабильным финансированием», -- говорит коммерческий директор ООО «ГДСК» Екатерина Немченко. В 2009 году компания ввела в эксплуатацию семь домов полезной площадью 82,2 тыс. м2.

Строительная компания «Темп» планирует завершить строительство двух домов, а также начать возведение жилого комплекса площадью 46,5 тыс. м2 на пересечении ул. Бадаева и Ворошилова.

«Мы практически не ощутили влияния кризиса. Мы строим жилые дома исключительно на собственные средства, не привлекая деньги дольщиков, -- именно такая бизнес-стратегия помогла нам работать стабильно даже в экономически сложный период», -- поясняет генеральный директор строительной компании «Темп» Юрий Лучко. За прошедший год застройщик сдал в эксплуатацию 51,3 тыс. м2 жилья.

Компания «ЮИТ Лентек» в этом году намерена сдать 178,3 тыс. м2 жилья. В первой половине года будут введены в строй жилые комплексы «Комендантский квартал», «Оптимист», «Лотос» и «Ориенталь». Кроме того, застройщик начнет возводить сразу четыре новых объекта.

На текущий момент в активе ЗАО «Строительный трест» более 168 тыс. м2 строящегося жилья, ввод которого намечен на этот год. Дальнейшие планы -- начало строительства объектов на ул. Замшина, Железнодорожной ул., пр. Маршала Блюхера и в Железнодорожном пер. Компания Setl City запустила жилые комплексы «Космос» на пр. Юрия Гагарина и «Токио» на Мебельной ул. в декабре 2009-го, в этом году начнется строительство еще нескольких объектов.

Готовый спрос

Уменьшение кризисных явлений и стабилизация цен на строящуюся недвижимость уже повлекли за собой и увеличение роста покупательской активности. Если в течение всего 2009 года квартиры приобретались только в готовых домах или домах высокого уровня готовности, в начале этого года вернулся интерес потребителей к объектам на начальных стадиях строительства. Но теперь многое зависит от степени доверия покупателей к застройщику.

Количество сделок, по данным департамента консалтинга и оценки компании «МИР недвижимости», в декабре 2009 года выросло почти на 30% по сравнению с ноябрем. В целом за последний квартал минувшего года было реализовано порядка 400 тыс. м2 жилья. За весь же прошлый год продано около 1,2-1,5 млн м2 жилой недвижимости. «Это пока еще далеко до докризисных показателей, но прогресс налицо», -- отмечает директор по маркетингу ООО «МИР недвижимости» Илья Логинов. О том, что оживление спроса не было предновогодним покупательским ажиотажем, говорит тот факт, что и в январе 2010 года продажи велись достаточно активно: они оказались ниже уровня декабря на 10%.

По мнению руководителя отдела проектов и аналитических исследований АРИН Зоси Захаровой, рост продаж квартир обусловлен целым рядом причин. Свою роль сыграли накопившийся отложенный спрос, появление новых маркетинговых программ по скидкам и рассрочке платежей, выход на рынок объектов «альтернативного предложения» -- квартир в ближайших пригородах или на окраинах города, а также снижение банковских ставок по ипотечным кредитам и, как следствие, увеличение доли таких сделок.

Благоприятные для застройщиков изменения произошли и в самой структуре спроса. «Высок спрос на студии, но он не может быть удовлетворен существующим предложением», -- констатирует Илья Логинов.

Также в структуре спроса по-прежнему сильны позиции однокомнатных и двухкомнатных квартир небольшого метража -- до 40 и 55 м2 соответственно -- в домах массовой застройки.

Неплохо продается класс комфорт -- дома, расположенные вблизи метро, с хорошей транспортной доступностью и развитой инфраструктурой.

По мнению заместителя директора агентства недвижимости «Бекар» Ольги Литвиченко, сегодня наметилась тенденция к возобновлению инвестиционных сделок на первичном рынке. «Люди готовы вкладывать примерно 1,5-2 млн рублей (с учетом первого взноса, беспроцентной рассрочки на время строительства) в объекты, строительство которых ведется в соответствии с ФЗ-214», -- резюмирует она. Это подтверждают и другие аналитики.

Как сообщила заместитель директора Консалтингового центра «Петербургской Недвижимости» Ольга Трошева, подобная ситуация складывалась на новых объектах компании Setl City. Покупателей интересуют дома на низкой стадии готовности, если они доверяют репутации застройщика.

Тем не менее пока среди покупателей недвижимости сохраняется интерес к квартирам в сданных или готовящихся к сдаче домах. В большей степени это относится к той категории потенциальных клиентов строительных компаний, которые покупают жилье для собственного проживания.

Директор по продажам компании «Строительный трест» Сергей Степанов считает, что покупатель стал более разборчив, чем до кризиса, и во главу угла ставит не столько ценовую характеристику объекта (особенно на фоне значительного прошлогоднего снижения цен), сколько уверенность в том, что дом будет достроен и сдан в срок.

Ценовые нюансы

Как отмечают аналитики компании NAI Becar, к началу 2010 года наблюдалась серьезная дифференциация цен на строящуюся недвижимость в зависимости от района. Цены больше всего снизились в Выборгском (-19%), Приморском (-16,7%) и Московском (-16,3%) районах.

Также цена варьируется в зависимости от типа дома. В конце декабря средняя стоимость квартир в кирпично-монолитных домах составляла примерно 75 тыс. рублей за 1 м2, а в панельных домах -- 64,8 тыс. рублей. Компания «Строительный трест», специализирующаяся на строительстве кирпичных домов класса комфорт, продает квартиры в своих объектах по средней цене 76 тыс. рублей за 1 м2. «Количество сделок, совершенных в прошлом году, подтверждает, что это объективная цена за квартиры на высокой стадии готовности дома, -- уверен Сергей Степанов. -- Клиент видит то, что покупает, делает осознанный выбор в пользу компании, и для застройщика в такой ситуации самое разумное -- предложить ему наиболее привлекательные условия покупки».

На начало января 2010 года, средневзвешенная стоимость 1 м2 жилья на первичном рынке составила 70 674 рубля. За 2009 год падение цен составило 16% в рублях.

Аналитики связывают снижение среднегородских цен с активным ростом сегмента жилых объектов эконом-класса, расположенных на окраинах города или в ближайшей области.

В состоянии равновесия

Сейчас все эксперты рынка -- и аналитики, и сами застройщики -- уверены, что 2010 год не принесет сколько-нибудь ощутимых ценовых колебаний.

Спрос повысился, но он не имеет лавинообразного характера, который наблюдался в 2005 году после вступления в силу пакета законов, регламентирующих взаимоотношения сторон при долевом строительстве. В результате кризисных явлений благосостояние населения снизилось, и существующий спрос далеко не всегда оказывается платежеспособным.

«Цены находятся на стабильном уровне с незначительными колебаниями. До осени 2010-го ситуация со спросом и ценами не изменится», -- считает Илья Логинов. Единственным фактором, который способен оказать влияние на рынок, по мнению Сергея Степанова, является постепенное снижение ставок по ипотеке. «Если в пик кризиса условия банков были заградительными (первоначальный взнос от 40% и годовая ставка в размере 25-30%), то сейчас, например, Сбербанк предлагает довольно приемлемые условия -- от 13,5% годовых с первоначальным взносом от 15%, -- напоминает он. -- Сейчас для возврата к прежним объемам ипотечного кредитования необходимо в первую очередь сломить психологическое недоверие потребителей. Скорее всего, это произойдет во второй половине года. На рынке есть очень привлекательные предложения по готовому жилью, и, когда ставки достигнут докризисных 11%, люди снова увидят в ипотеке реальный механизм решения квартирного вопроса».

Предпосылки к этому есть: ставка рефинансирования в декабре 2009 года снизилась до 8,75% годовых. В середине текущего года можно прогнозировать и снижение ставок по ипотеке.

По мнению экспертов, сейчас наиболее благоприятная ситуация для покупателя: можно купить готовую квартиру в сданном доме в рассрочку, а потом, со снижением ставок по ипотеке, взять банковский кредит. Тем более что на рынке по крайней мере в течение ближайших 9-10 месяцев будет присутствовать качественное предложение с выгодными условиями покупки.

Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

В современных отопительных системах пластинчатые теплообменники прочно заняли лидирующие позиции, что является наглядным доказательством их высокой эффективности в работе систем горячего водоснабжения и отопления. Причем не только в жилых помещениях, но и на производственных предприятиях. Но они нуждаются в периодической промывке. Периодичность промывки теплообменников зависит от многих факторов, таких как степень загрязнения, качество исходной воды, время, отработанное водонагревательным устройством. Но нужно отметить, что современные теплообменники обладают возможностью самостоятельной промывки с определенной периодичностью за счет создания турбулентности потока жидкости. Кроме того, пластины теплообменников изготавливаются из специального материала, вследствие чего подвержены образованию отложений в гораздо меньшей степени.

Однако, это вовсе не говорит о том, что теплообменники совсем не нуждаются в промывке. Естественно, что в процессе их эксплуатации на стенках теплообменника скапливается огромное количество известковых отложений, которые снижают производительность водонагревательного оборудования. Во многом это связано с неудовлетворительным качеством исходной воды. Существует хорошая возможность снизить периодичность промывки теплообменников , если установить перед входом фильтры очистки. Но если фильтров нет, то тогда нужна обязательная промывка, периодичность которой зависит от степени загрязнения.

Причины, по которым теплообменникам требуется регулярная промывка, это снижение их производительности, расход энергии на поддержание необходимой температуры и т.д. Все это является следствием накопления трудноудаляемых известковых отложений, которые со временем так закоксовываются, что удалить их обычной промывкой не всегда удается - требуется полная или хотя бы частичная разборка. Кстати, от этого также в некоторой степени зависит периодичность промывки теплообменников - нежелательно допускать, чтобы отложения затвердели. Теплопроводность известковых отложений намного меньше, чем у металлических пластин теплообменников, поэтому для поддержания необходимого температурного режима нужно будет существенно увеличить расход энергии.

Не следует доводить до крайностей и ждать, пока количество отложений достигнет критической точки, когда обычная промывка не помогает и приходится разбирать котел и чистить теплообменник механическим способом. Во время такой чистки котла можно случайно повредить некоторые элементы устройства, к тому же придется обязательно менять уплотнительные кольца, поскольку старые приходят в негодность и пропускают жидкость. К тому же это обойдется значительно дороже, нежели своевременная профилактическая промывка с определенной периодичностью, да и поможет в будущем избежать аварийных ситуаций.

Также нужно сказать, что периодичность промывки теплообменников определяют сами производители отопительного оборудования. Многие из них рекомендуют делать это один раз в год. Однако при этом следует учитывать важный момент - данные рекомендации разрабатывались с учетом использования чистой воды. Ну, а что касается той воды, которая течет в отечественных системах водоснабжения, то она далека от идеала. Следовательно, периодичность промывки теплообменников следует пересмотреть - как правило, их нужно чистить два-три раза в год.

В том случае, если периодичность промывки теплообменников строго соблюдается, причем все действия проводятся квалифицированными специалистами, процедуру можно производить без разборки теплообменника, за счет циркуляции промывочного раствора в замкнутом контуре системы. Как правило, много времени такая процедура не занимает и стоит не слишком дорого.

Кстати, специалисты предупреждают, что использование для промывки любой кислоты категорически запрещается. Итогом таких непродуманных действий может стать выход из строя теплообменника, поскольку действие кислоты распространяется не только на накипь в теплообменнике (причем, совсем не обязательно, что она ее полностью удалит), но и на сам материал, из которого сделаны пластины.

Наше нервное здоровье и наше настроение во многом зависит от степени уверенности в себе. И, чтобы проверить, обладаете ли вы этим важнейшим качеством, предлагается этот специальный тест. Постарайтесь на все его вопросы отвечать откровенно, не лукавя перед самим собой. Итак:

1. Бывает ли, что вы вдруг испытываете сомнения - закрыли ли за собой дверь или выключили ли утюг?

2. Часто ли вы ощущаете внезапную усталость, хотя, в сущности, не переутомились?

3. Часто ли вы огорчаетесь без вроде бы определенной причины?

4. Безразлично ли вам, какое место вы занимаете в зале театра или концертном зале?

5. Часто ли вам снятся сны?

6. Вздрагиваете ли вы или даже пугаетесь, когда звонит телефон?

7. Трудно ли вам настроиться на чей-то неожиданный визит?

8. Оперативно ли вы принимаете решения?

9. Неприятно ли вам бывает, когда вы обнаруживаете на своей одежде пятно и вам приходится в таком виде куда-то идти?

10. Любите ли вы заводить новые знакомства?

11. Бывает ли так, что перед поездкой в отпуск вы вдруг хотите отказаться от нее?

12. Случается ли вам просыпаться среди ночи с чувством сильного голода?

13. Возникает ли у вас желание порой остаться наедине с самим собой?

14. Придя в ресторан один (одна), присаживаетесь ли вы за столик, за которым сидят посетители, хотя в зале есть свободный стол?

15. Руководствуетесь ли вы в своих поступках главным образом тем, чего ожидают от вас другие?

Критерии оценок: за каждый ответ "да" на вопросы 1, 2, 3, 4, 6, 7, 11, 12 и 15, а также ответы "нет" на вопросы 5, 8, 9, 10, 13 и 14 вам полагается по 1 баллу.

Теперь сложите набранные вами баллы.

Оценка полученного результата:

Если у вас вообще не оказалось баллов (0), то, по-видимому, вы до такой степени самоуверенны, что можно предположить: скорее всего, вы были не вполне откровенны в своих ответах.

Если вы набрали от 1 до 4 баллов, то, скорее всего, вы свободны от опрометчивых поступков, свойственных людям с неустойчивой, ранимой нервной системой. Ну а некоторая доля неуверенности не является недостатком, а лишь доказывает гибкость вашей психики.

Если у вас оказалось от 5 до 8 баллов, то это может свидетельствовать о том, что у вас имеется ярко выраженная потребность чувствовать себя уверенно. Окружающие вас люди почти всегда могут на вас положиться. Только вот вы не всегда непосредственны в выражениях своих чувств.

Если у вас от 9 до 12 баллов, то ваша потребность быть уверенным в себе настолько сильна, что зачастую вам угрожает опасность видеть вещи не такими, какими они являются на самом деле, а в соответствии с вашими представлениями. Если вы не готовы хотя бы изредка отважиться на "прыжок в неизвестное", то в вашей жизни может быть не слишком-то много счастливых моментов.

Ну а если у вас оказалось от 13 до 15 баллов, то ваш страх перед непредвиденными житейскими ситуациями настолько велик, что, даже выигрывая, к примеру, в те же шахматы или в карты, вы прежде всего испытываете какие-то опасения и сомнения. Ваша потребность в стабильности, в устойчивости вполне понятна, но малейшее изменение обстоятельств уже разрушает у вас чувство уверенности в себе. Вы, похоже, просто боитесь развития собственной личности. И если вы не попытаетесь начать преодолевать все это, неуверенность может принести вам немало бед.