Категория состояния (имя состояния) - это самостоятельная часть речи, в которую входят неизменяемые слова, обозначающие состояние предмета (живых существ, природы, окружающей среды) и отвечает на вопрос как?, каково?: Вам будет немного скучно … Существует и другое название - предикативы .

Это относительно новая часть речи. В некоторых учебниках слова категории состояния не признаются самостоятельной частью речи и рассматриваются как особая группа наречий - наречия состояния. Некоторые ученые относят к ним и краткие прилагательные (рад, согласен, должен), и наречные выражения (быть начеку, быть замужем ).

К словам категории состояния относят только те слова, которые являются главным членом безличных предложений (сказуемым) или входят в его состав: Мне недосуг спорить с вами; Надо торопиться ; Грех смеятьс я над людьми.

Общее грамматическое значение слов категории состояния - состояние.

Морфемные признаки (сходно с наречиями): специфических признаков нет, но большинство слов категории состояния имеет суффикс -о-: скучно , весело .

Морфологический признак - неизменяемость (сходно с наречиями).

Синтаксическая функция: сказуемое в односоставном безличном предложении (в предложении без подлежащего): Грустно (сказуемое).

  • В предложении с именами состояния
  • часто употребляется дополнение (существительное и местоимение) в дательном падеже без предлога: Ему грустно (кат.сост. грустно - сказуемое, Ему - дополнение, Д.п. );
  • существительное и местоимение в родительном и предложном падежах с предлогами: Легко на сердце от песни веселой; Чудесно в лесу.
  • К словам категории состояния может примыкать инфинитив, который входит в состав сказуемого: Скучно нам сидеть дома . (скучно сидеть - сказуемое).
  • Слова категории состояния употребляются со связкой быть , указывающей время: Было душно. Иногда в роли связки выступают глаголы становиться, делаться, казаться : Душно стало; Внезапно сделалось темно .

Разряды слов категории состояния по происхождению :

  1. Слова на -о, соотносимые с наречиями и краткими формами прилагательных (до 90% всех слов категории состояния) : свежо, приятно, прохладно, душно, жарко, весело, удобно, приятно, красиво, тоскливо и т.п.
    Слова категории состояния, образованные от качественных прилагательных, имеют степени сравнения (как наречия и прилагательные). Способы и средства образования степеней сравнения слов категории состояния, прилагательных и наречий обычно совпадают.
    • Сравнительная степень (простая) образуется при помощи суффиксов -ее (ей) и (иногда с добавлением приставки по- ): К вечеру потише стало; Веселее и приятнее было ходить на речку.
    • Превосходная степень (обычно составная) образуется при помощи слова всех , прибавляемого к сравнительной степени: Всего обиднее стало матери; Ему тошнее всех в неволе.
  2. слова, образованные от существительных: пора, время, грех, стыд, охота и др. Напр.,
    Мне лень вставать рано. Грех смеяться. Шутить не время . Пора домой.
  3. Неизменяемые слова, которые не находят соответствий в других частях речи: надо, можно, нельзя, нет, жаль . Напр., Вам нельзя опаздывать.

Разряды слов категории состояния по значению.

  1. Качественные выражают:
    • состояние природы: жарко, знойно, прохладно, солнечно, ветрено, сумрачно, холодно, пыльно и др. Было сухо и пыльно;.
    • состояние окружающей среды: грязно, сыро, темно, росисто, сухо, светло и др.: Голо и неприветливо в лесу;
    • физическое состояние человека и животных: больно, дурно, зябко, щекотно, тошно, душно, тяжело, жарко, холодно и др.: Тепло ему стало.
    • душевное (эмоциональное) состояние человека: весело, грустно, обидно, жутко, досадно, горько, радостно, смешно, жалко, приятно, совестно, боязно, печально, стыдно, легко, тяжело, скучно: Опять тревожно ,больно сердцу стало.
      Слова категории состояния, обозначающие физическое и душевное состояние человека, обязательно связаны с дательным падежом лица. Если дательный падеж отсутствует, то состояние приобретает обобщенный смысл: Ивану стало досадно . Досадно , когда тебя не замечают.
    • интеллектуальное состояние человека: интересно, ясно, понятно, известно, характерно и др.: Ясно было, что на поезд мы опаздываем;
  2. Модальные выражают:
    • оценку какого-либо состояния, положения: легко, хорошо, красиво, верно, правильно, трудно и др.: Хорошо в лесу; Было приятно смотреть на их работу.
    • временные отношения: поздно, долго, рано: Пока не поздно , надо что-то сделать.
    • пространственные отношения: далеко, близко, высоко, низко, узко и др.: Мне было далеко до дому.
    • возможность (невозможность), долженствование, необходимость, оценка различных ситуаций и состояний: можно, нельзя, надо, нужно, необходимо, невозможно, должно, надобно и др. Нельзя читать чужие письма.

Урок 1. Тема: Слова категории состояния.

Цели: формировать понятие о словах категории состояния как особой части речи; отличие от наречий и кратких прилагательных.

Ход урока:

    Оргмомент.

    Работа со словарем.

Доблестный. Ответственный, мужественный, славный своими подвигами; героический, геройский. Охраняет наше море славный доблестный моряк.

Доблесть . Готовность преодолеть любые трудности для достижения высокой цели; геройство, мужество. Воинская доблесть. Трудовая доблесть.

    Изучение новой темы.

    Сопоставление предложений.

    Тихо льется с кленов листьев медь…(С.Есенин.)

    Тихо в комнате пустой. (Е.Благинина.)

Разбираем предложения по членам, выявляем синтаксическую роль слов тихо.

В первом предложении тихо – обстоятельство образа действия отвечает на вопрос как? , выражено наречием, которое обозначает признак действия.

- Тихо во втором предложении - это сказуемое. Оно отвечает на вопрос каково? в комнате? Это слово не обозначает признак действия. Здесь оно передает состояние окружающей среды. Являясь сказуемым, это слово не относится ни к одному слову в предложении (подлежащего в нем нет), но само может иметь при себе зависимые слова: тихо (где?) в комнате.

    Запись под диктовку отрывка из рассказа И. Чаплиной «Беглянка». Анализ отрывка.

Витя встал и подошел к окну. Ах, как темно за окном! Даже не видно ни одной звездочки.

Витя вышел во двор…

Пока он бежал деревней и полем, ему совсем не было страшно . Но вот он вошел в лес. Лес стоял темный, как будто совсем не знакомый. Он шумел каким-то особенным ночным шумом, и среди сосен то тут, то там виднелись белые стволы берез. Вите даже показалось, что это не березы, а какие-то высокие существа в белых одеждах. Вите стало страшно . Так страшно , что он уже хотел вернуться обратно.

Что представляет собой данный отрывок (тип и стиль речи)?

- Какое настроение передает автор? С помощью каких языковых средств

ему удается это сделать?

Что обозначают выделенные слова? (Состояние природы и человека)

Какие слова выражают состояние природы, какие – человека?

Чем они отличаются от наречий?

    Составление опорной схемы.

Слова категории состояния

часть речи

состояние окружающей среды, природы, человека и др.

каково?

не изменяется

сказуемое (в предложении, где нет подлежащего, т.е. в безличном предложении)

    Итог урока.

    Д.з.: выучить определение .

Урок 2. Тема: Слова категории состояния .

Цели: формировать понятия о значении слов категории состояния.

Ход урока:

    Оргмомент.

    Работа по развитию речи.

Задание: исправьте ошибки.

    Туман за дверью все густей…

    Занимаясь в секции, у мальчика оставалось мало времени .

    Записать предложения, определить значение слов категории состояния.

    Мне стало тоскливо.

    Было тихо в речной глубине.

    Мне грустно потому, что я тебя люблю.

    И сладко слушать у балкона,

Как снегири в кустах звенят.

    Тихо-тихо. Ни словечка.

Сонно гнутся травы,

Да ворчит устало речка

Возле переправы.

    Продолжите смысловой ряд.

- состояние окружающей среды, природы:

темно, светло… (жарко, пусто, бело, серо, уютно, тепло и др.);

- физическое и душевное состояние человека:

трудно, больно… (зябко, холодно, страшно, жутко и др.);

- временные и пространственные отношения:

поздно, далеко… (рано, близко, глубоко, высоко, широко и др.);

- положительная или отрицательная характеристика:

верно, правильно, прелестно, хорошо, плохо и др.

    Определение значений слов категории состояния.

    Мне далеко до дому, и труден мой путь впереди. 2) Было приятно смотреть на добродушно шутивших со мной плотников, на их скорую работу… 3) До чего красиво в весеннюю пору в березовой роще! 4) Было уже поздно, когда мальчик подошел к дому.

    Сопоставление предложений со словами категории состояния с предложениями с наречиями и краткими прилагательными.

Чудесно море в любую погоду! – Чудесно в сенном сарае, набитом сеном почти самого верха, под крышей, теплой от солнца.

    Повторение значений слов категории состояния (итог урока).

    Д.з.: составить 5 предложений со словами КС .

Урок 3.Тема: Слова категории состояния.

Цели: формировать понятия о грамматических свойствах СКС; порядок морфологического разбора.

Ход урока:

    Огрмомент.

    Проверка домашнего задания.

    Значение слов категории состояния.

    Запись в опорные конспекты слов КС:

- слова со значением возможности (невозможности), долженствования, необходимости: возможно, надо, необходимо, нужно, можно, должно, нельзя и др.;

- СКС, образованные от существительных: грех, пора, время, крышка, коней и т.д.

    Анализ предложений.

    Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть… Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.

    Нужно пристально вглядеться в ближайшую кочку, и тогда обнаружишь вдруг западающие в мох алые капли клюквы.

    Крабов надо смело хватать двумя пальцами сверху за спину. Тогда краб никак не может ущипнуть.

    Самостоятельное составление предложений со словами можно, нельзя, надо и др.

    Сопоставление предложений со словами категории состояния, наречиями.

    В тени по-утреннему прохладно, свежо. (Соколов-Микитов.)

    В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом…

Что же мне так больно и так трудно? (Лермонтов.)

    Тихо август прилег ко плетню. (Есенин.)

    Мне пока горевать еще рано. (Есенин.)

    Было тихо, очень тихо, -

Ночь на всей земле. (Матвеева.)

    Морфологический разбор слов КС.

План разбора .

    Часть речи.

Что она обозначает.

    Морфологические признаки:

    неизменяемое слово;

    степень сравнения (если есть).

    Синтаксическая роль.

Мне душно в жаре застоявшегося смолистого воздуха. (И. Шмелев.)

Образец разбора .

Душно – слово категории состояния.

    Физическое состояние человека.

    Неизм.

    Каково? Душно.

    Самостоятельный разбор слов КС.

    Д.з. : составить 5 предложений со словами категории состояния и выполнить морфологический разбор слов КС.

Урок 4.Тема: Слова категории состояния.

Цели: систематизация и обобщение изученного; воспитание интереса к изучению предмета; бережному отношению к слову.

Ход урока:

    Оргмомент.

    Редактирование предложений.

    Под тенистыми деревьями уютно примостились туристы. (Разместились.)

    Получив хорошую оценку, у меня поднялось настроение.

    Работа со словарем.

Гума нн ость. Человечность, человеколюбие; гуманный. Гуманность обращения.

    Систематизация изученного.

    Чтение стихотворения Эллы Куклиной.

Наш язык и скромен и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси –

И представишь сразу неба синь.

Ты скажи: «Кругом белым-бело» -

И увидишь зимнее село.

С белых крыш свисает белый снег,

Не видать под белым снегом рек.

Вспомнится наречие «светло» -

И увидишь6солнышко взошло.

Если скажешь слово ты «темно»,

Сразу вечер поглядит в окно.

Если скажешь «ароматно», ты

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну, а если скажешь ты «красиво»,

Пред тобою - сразу вся Россия!

К каким словам привлекает внимание поэтесса? (Высоко, бело, светло, темно, ароматно, красиво .)

Какими частями речи могут быть эти слова?

    Фронтальный опрос по теме «Слова категории состояния».

На какой вопрос отвечают?

Какие значения имеют?

Имеют ли постоянные и непостоянные признаки?

В чем особенность морфемного разбора СКС?

В чем главное отличие слов КС от наречий?

Дайте определение слов категории состояния.

    Анализ предложений.

    Было тихо, темно, и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет. На дворе было тихо. (А.П. Чехов.)

    Я даже выразить не пробую, как на душе светло и тихо. (Б. Пастернак.)

    Как красиво летают чайки над морем!

    Искусственное шелковое полотно очень красиво.

    Тоня зажгла нам керосиновый фонарь, и от его красного цвета стало уютно.

Определите значение слов категории состояния. Выполните морфемный разбор слов тихо, уютно.

    «Немного поэзии». Сколько наречий в стихотворении?

Друзья – товарищи.

День стоял веселый

Раннею весной .

Шли мы после школы –

Я да ты со мной.

Куртки нараспашку,

Шапки набекрень , -

Шли куда попало

В первый теплый день.

Шли куда попало –

Просто наугад ,

А потом назад ,

А потом обратно ,

А потом кругом ,

А потом вприпрыжку ,

А потом бегом .

(С. Маршак.)

    Морфологический разбор слов КС (из предыдущих предложений).

    Итог урока.

    Д.з.: подготовиться к проверочной работе по теме «Слова категории состояния». Из художественных текстов записать в тетрадь 3 предложения со словами КС, выполнить морфологический разбор слов КС.

Цель: дать понятие о категории состояния как самостоятельной части речи; формировать умения определять слова категории состояния в тексте, отличать их от наречий.

Оборудование: перфокарты, карточки с заданиями, таблица, компьютер и проектор.

Ход урока

I. Мотивация познавательной деятельности

1. На доске написаны предложения:

Тихо ответили жители, тихо проехал обоз.
Тихо в тёмной деревне.

2. Запишите предложения, подчеркните члены предложения.

Что обозначает слово “тихо” в каждом из предложений. (в 1-м – образ действия, во 2-м – состояние природы)

II. Целеполагание

Сегодня мы познакомимся еще с одной частью речи, которую ученые-филологи недавно определили как самостоятельную.

III. Объяснение новой темы

1. Иногда явления природы, состояние окружающей среды или человека описываются как независящие от действия каких-либо внешних сил и от нас самих.

Такие ситуации имеют в языке специальные средства выражения. Сказуемое в подобных предложениях выражено специальными словами, которые называются категорией состояния.

2. Запись предложений, обозначение сказуемого.

В лесу темнело. Девочку сильно знобило. В переулках пахнет морем.

Что обозначают эти слова? (Состояние природы, состояние человека, состояние окружающей среды).

3. Посмотрите на таблицу. Какие вопросы задаются к сказуемому?

Работа с первой частью таблицы.

4. Может ли быть в таких предложениях подлежащее?

5. Как вы считаете, могут ли изменяться слова категории состояния?

6. Попробуйте сделать вывод, что это за часть речи? (Категория состояния – самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние природы, окружающей среды, физическое и душевное состояние человека. Слова категории состоянии не изменяются. Употребляются в предложении без подлежащего в роли сказуемого). Проверьте по учебнику, правильно ли мы сделали вывод. (Чтение правила в учебнике).

Обратите внимание! Слова категории состояния часто выступают вместе с такими глаголами, как было, будет, станет и др.

Обратить внимание на вторую часть таблицы.

8. Записать предложения, определить, какой частью речи являются выделенные слова.

Вокруг было красиво .
Платье было красиво .
Человеку стало дурно .
Ты дурно воспитан.

IV. Закрепление

1. Игра “Кто больше?”

Продолжите ряд слов, которые могут выражать следующее (проекция на экране):

а) состояние природы – ветрено, … (жарко, солнечно)
б) состояние среды – грязно, … (темно, сухо, светло )
в) физическое состояние живых существ – дурно, … (больно, приятно )
г) эмоциональное состояние человека – весело, … (грустно, страшно )
д) интеллектуальное состояние человека – ясно, … (интересно, понятно )

2. На экран проецируются репродукции картин русских художников (см. приложение)

Самостоятельно составить предложения с категорией состояния природы и человека, подчеркнуть категорию состояния как член предложения (устная проверка)

V. Контроль над усвоением материала

Работа с перфокартами (слабые ученики в это время работают по карточкам с заданиями или выполняют упражнение).

Учитель читает предложения, ученики в соответствующие ячейки ставят плюс, если в предложении есть категория состояния, минус, если ее нет.

Теперь цветной пастой соедините плюсы на картах ответа, и вы получите результат: если получилась “5”, значит верно.

Образец перфокарты

VI. Подведение итогов. Объяснение домашнего задания

выписать из художественных произведений по 3 предложения со словами категории состояния природы и человека.

В данном разделе нашего сайта Вы можете ознакомиться со множеством таблиц и схем, которые помогут Вам, как на школьных уроках, так и на занятиях в университете. Просто выберете нужную Вам схему и нажмите печать.


Таблица №1

Различение частей речи

Краткое прилагательное

Наречие

К какому слову относятся?

Существительное

Глагол

Не зависит от других слов

На какой вопрос отвечает?

Каков? какова? каковы?

Как? где?

Как? какого?

Что обозначает?

Признак предмета

Признак предмета, признак другого признака

Состояние природы, человека, оценка действия

Каким членом предложения является?

Сказуемое

Обстоятельство

Сказуемое в предложении без подлежащего

Как изменяется?

По родам, числам и падежам

Не изменяется

Не изменяется

Итак, делаем вывод:

СКС -

  • Самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние человека, животных,

Среды, природы.

  • Отвечают на вопросы: каково? как?
  • Слова категории состояния не изменяются.
  • Имеют степени сравнения.
  • В безличном предложении – сказуемое.

Таблица №2

Морфологический разбор слова категории состояния включает выделение двух постоянных признаков (разряда по значению и наличия форм степеней сравнения).

Непостоянных признаков слово категории состояния не имеет, так как является неизменяемым словом.

Вместо характеристики непостоянных признаков следует указывать: «неизменяемое слово».

I. Часть речи.

II. Морфологические при­знаки:

1) разряд по значению;

2) степень сравнения (если есть);

3) неизменяемое слово.

III. Синтаксическая функция. О, грустно,грустно мне! (А. Хомяков)

Образец морфологического разбора слова категории состояния

I. Грустно - слово категории состояния, обозначает душевное состояние человека.

II. Морфологические признаки:

1) качественное;

2) грустнее, грустнее всего;

3) неизменяемое слово.

III. Синтаксическая функция. Слово «грустно» выполняет функцию сказуемого в безличном предложени

Таблица №3

Морфологические признаки

Синтаксическая функция

Обозначает:

Душевное состояние человека: мне хорошо ;

Физическое состояние человека и животных: мне больно, зайцу холодно ;

Состояние окружающей среды: на улице сыро ;

Оценку действий: можно шутить, нельзя плакать

Не изменяется, может иметь степень сравнения

Является сказуемым в безличных предлжениях

Примечание:

1. Не путайте слова категории сстяния (СКС) с прилагательным и наречиями: прилагательные являются именной частью сказуемых в двусоставных предлжениях, наречия – обстоятельствами, а СКС – сказуемыми в односоставных безличных предложениях.

Ср.: Она взглянула (как?) грустно наречие

Лицо её (каково?) грустно прилагательное

Ему (каково?) грустно СКС

2. Как наречия и прилагательные, СКС могут иметь степени сравнения: ему веселее, мне более (менее) холодно

3. СКС с НЕ пишутся раздельно: не над, не жаль, не пора, не нужно и т.п.

Источник: Русский язык: 5-11 кл. / Г.Ф.Хлебинская. – М.: ООО «Издательство ОНИКС»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2006. – 272 с.

Таблица №4

Источник: Внеклассный урок. Слова категории состояния

Разряды слов категории состояния по значению.

Обозначают:

Душевное и интеллектуальное состояние человека

весело, грустно, понятно, характерно

Физическое состояние человека и животных

больно, тяжело

Состояние природы и окружающей среды

жарко, морозно

Временные отношения

долго, поздно

Возможность, необходимость, оценку действия

можно, нельзя

Разряды слов категории состояния по происхождению:

Слова, образованные от прилагательных и наречий с суффиксом -о (90%)

хорошо, плохо, грустно, весело, приятно

Слова, образованные от существительных

лень, грех, охота

Мне лень идти в магазин.

Этим грех не воспользоваться.

Слова, которые не находят соответствий в других частях речи

надо, можно, нельзя, нет, жаль

Особенности слов состояния:

Общее грамматическое значение слов категории состояния – состояние

Морфемный признак: как правило, имеют суффикс –о

Грустно, весело, смешно

Синтаксическая роль: являются сказуемым в односоставном безличном предложении:

Мне весело.

Морфологический признак: не склоняются и не спрягаются

По своим морфологическим признакам сближаются с наречиями:

Мне хорошо (слово категории состояния) - Он хорошо читает (наречие).

Ему грустно (слово категории состояния) - Старик грустно улыбнулся (наречие)

тоскливо – тоскливее – тоскливее всех

Сходство слов состояния с наречиями:

Различия между словами состояния и наречиями:

Наречие

Зависит от глагола.

Он хорошо читает (зависит от глагола читает ).

Независимое слово.

Ему хорошо .

Обозначает признак действия

Обозначает состояние природы или живых существ

Задается вопрос обстоятельства.

Он читает (как?) хорошо.

Задается вопрос краткого прилагательного.

Ему (каково?) хорошо.

В предложении является обстоятельством.

В предложении является сказуемым.

Таблица №5

Слово категории состояния - это самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние живых существ, природы, окружающей среды и отвечает на вопросы как? каково? Слова категории состояния - относительно молодая часть речи. В некоторых учебниках слова категории состояния рассматриваются как особая группа наречий - наречия состояния.

Слова категории состояния можно выделить по следующим признакам: 1) общее грамматическое значение (состояние); 2) морфемные признаки: большинство слов категории состояния имеет суффикс -о; 3) синтаксическая функция: сказуемое в безличном предложении. По своим морфологическим признакам слова категории состояния сближаются с наречиями, например: Мне плохо (слово категории состояния ). - Он плохо читает (наречие). Ему грустно (слово категории состояния ), - Старик грустно улыбнулся (наречие).

Слова категории состояния на -о, образованные от качественных прилагательных, могут образовывать формы степеней сравнения, например: Тоскливее, печальней становилось на душе (А. Куприн).

Скучно , страшно , замирает

Всё вокруг,

(Ф. Сологуб)

Вясных улицах так пусто ,

Так мертво .

(Ф. Сологуб)

По происхождению слова категории состояния можно разделить на три разряда : 1) слова на -о, соотносимые с наречиями и краткими формами прилагательных (свежо, приятно, прохладно, душно, знойно); 2) слова, этимологически связанные с существительными (пора, время, грех, стыд, охота); 3) слова, которые не находят соответствий в других частях речи современного русского языка (надо, можно, нельзя).

Разграничение слов категории состояния и омонимичных им частей речи

Те же различия характерны для форм простой сравнительной степени указанных частей речи. Сравнительная степень прилагательного в предложении обычно является именной частью сказуемого и поясняет признак подлежащего, например: Он был маленький , но стал выше. Сравнительная степень слова категории состояния является именной частью сказуемого в безличном предложении: Всем стало веселее. Сравнительная степень наречия служит обстоятельством и относится к глаголу-сказуемому, например: Он сделал много, но не больше, чем остальные.

Слова категории состояния следует отличать также от омонимичных им существительных, например: Ну, мне пора. - Была та смутная пора , когда Россия молодая мужала с гением Петра... (А. Пушкин). В первом предложении употреблено слово категории состояния (показатель - функция сказуемого в безличном предложении), во втором - имя существительное (показатель - функция подлежащего в двусоставном предложении).

Морфологический разбор слова категории состояния включает выделение двух постоянных признаков (разряда по значению и наличия форм степеней сравнения). Непостоянных признаков слово категории состояния не имеет, так как является неизменяемым словом.