Дин понял, что оставаясь возле Лизы и ребенка, он подвергнет их большей опасности. Несмотря на то, что они до сих пор не знают о скрытом мире, где бушуют оборотни в лесах, а на небе идет война за власть, Дин решает отправиться с Сэмом на охоту и покончить с этим всем. В одном из городов, он замечает странные убийства. То один человек в мгновение превращается в лужу кровы, то второй умирает из-за того, что прямо из головы насекомые полезли.

Дин предлагает, позвать Кастиэль, и узнать о предполагаемых причинах этих смертей. Кастиэль появляется перед Винчестерами и, выслушав все это, рассказывает о том, что после смерти Михаила, на небесах идет жестокая война. Рафаил, последний архангел, решил навести свой порядок, но не все это приняли, и перешли на сторону Кастиэля. Затем ангел рассказывает о Посохе Моисея, древнем оружие, которое из-а хаоса верху, было украдено. И все это, скорее всего является причиной воздействия самого посоха.

Это все набирает оборот, когда на поисках этого артефакта с небес спускается Рафаил. Между ними сначала завязывается разговор, в котором Сэм и Дин узнают еще несколько важных подробностей о происходящем в мире. Сэм говорит, что его не волнует война ангелов, и что он хочет остановить смерти людей.

Смотрите онлайн 3 серию 6 сезона сериала Сверхъестественное на русском языке в хорошем качестве. В нашем онлайн кинотеатре доступен просмотр с мобильных устройств и планшетов на платформах iOS, Android и Windows Phone

Под диктовку Бога

Волшебный жезл Бога впервые упоминается в Пятикнижии, написанном пророком Моисеем, причем буквально по совету или приказу самого Бога ("И сказал Господь Моисею: напиши это для памяти в книгу"; Исход, 17:14). Богословы считают, что описываемые там события происходили в XV веке до нашей эры!

Кто же такой Моисей? Он родился в Египте, в котором задолго до этого нашли прибежище иудеи, превратившиеся там в рабов. Несмотря на тяжкий труд и притеснения, племя евреев так размножилось, что египетский царь решил их уничтожить.

Но новорожденного Моисея мать спрятала и скрывала от всех три месяца. А затем, когда это стало невозможно, она взяла корзинку из тростника, положила в нее младенца и оставила на берегу реки, где его вскоре обнаружила дочь фараона. Та пожалела младенца, и «он был у нее вместо сына».

Но когда Моисей вырос, то однажды увидел, как притесняют «братьев его - сыновей Израилевых» - он стал свидетелем того, как египтянин бьет его соплеменников. После этого Моисей убил обидчика и был вынужден бежать в «землю Мадиамскую», где он обзавелся женой и сыном.

Тем временем притеснения евреев в Египте продолжались, и они «стенали и вопияли», жалуясь на свои горести, и однажды Господь услышал их.

Свет из куста

И вот тогда Бог явился именно к Моисею и велел ему вывести евреев из Египта в «землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед», а со своей стороны обещал помощь и поддержку.

Уже в самом процессе явления Господа Моисею можно увидеть подтверждение теории о том, что Бог был представителем высокоразвитой цивилизации и оснащен различными техническими приспособлениями, которые казались волшебными древним людям.

Господь и его ангел предстали перед Моисеем чудесным образом – «И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на это великое явление, отчего куст не сгорает» (Исход, 3:2).

Может быть, жителю XV века до нашей эры яркий свет, от которого не загораются деревья, и кажется удивительным, но в наши дни мы его наблюдаем повсюду – и даже на природу можно взять с собой фонарь на батарейках, который будет ярко освещать окрестности. Но, впрочем, судя по всему, цивилизация, к которой принадлежал Господь, было намного развитее, чем наша, ибо мы еще не догнали ее – и мы в этом еще убедимся.

Фараонова змея


Итак, Моисей согласился вывести евреев из Египта - под руководством Бога. Для того чтобы напугать египтян и для того чтобы соплеменники поверили Моисею, Господь дал ему волшебный жезл, который был способен, например, превращать воду в кровь. Более того, совсем уж фантастический момент - этот жезл мог обращаться в змею!

Казалось бы, фантастика, сказки, но попробуем разобраться с этими чудесами. Уже сейчас, при нынешнем уровне развития науки и техники, можно объяснить некоторые необычные действия и метаморфозы жезла.

Многие почему-то не знают, что сейчас буквально любой школьник сумеет превратить воду в «кровь» - точнее, в жидкость, очень на нее похожую. Для этого достаточно смешать хлорид железа и роданид аммония (или калия). И так же просто превратить «кровь» в воду, добавив в нее фторид натрия. Это довольно простые химические опыты, которые иногда используют фокусники. А добавив значительную концентрацию перечисленных химических элементов в воду, можно и целую сделать реку «кровавой»!

Превращение в змею – тоже очень интересная, но самая обычная химическая реакция. Если взять кусочек роданида ртути (или кальция) и нагреть его, то он начинает очень быстро разлагаться, превращаясь в извилистую двигающуюся пористую массу, и это очень похоже на извивающуюся змею! Посмотрите, как это выглядит!

Десять казней египетских

Итак, мы видим, что иногда мифические чудеса – вовсе даже и не чудеса, а обычные химические реакции. Но, скорей всего, волшебный жезл Моисея был очень сложным механизмом, до изобретения которого наша наука пока еще не дошла. Все вышеописанные фокусы имеют к нему отношение, но примерно такое же, как телефон Александра Белла к самым современным мобильникам.

Посудите сами, жезл Моисея мог, например, превращать день в ночь, насылать стаи саранчи или «песьих мух» и вызывать огромный град – почитайте о десяти казнях египетских, которые были призваны устрашить фараона и египтян.

Правда, управление погодой в наше время уже не фантастика - например, можно разгонять тучи специальными реагентами, которые распыляют с самолетов.

Так что, может быть, жезл мог делать то же самое, но на расстоянии – некое дистанционное управление. А умея «командовать» ветрами и дождями, можно наслать на определенную местность различных жаб и мух - сильный ветер иногда может подхватить с болот множество лягушек, а потом выпадают дожди с земноводными – это совершенно реальные случаи. Но все же - как именно работал волшебный жезл, чем он являлся на самом деле?

Мельче атома

Конечно же, пока мы еще не можем понять принцип действия жезла Моисея, так как не достигли такого уровня развития техники.

Однако кое-что уже можно попытаться объяснить. Например, жезл Бога мог, помимо всего прочего, превращать одни вещества в другие.

Как мы знаем, состав вещества зависит от заряда его атомного ядра – и именно по этому принципу расположены элементы в таблице Менделеева. То есть, если мы изменим заряд ядра, то само вещество тоже станет другим.

Интересно, что уже в XX веке проводились опыты по совершенно фантастическому изменению структуры вещества, и даже было получено искусственное золото – при помощи бомбардировки нейтронами ядер ртути и свинца. Но этот способ обходится дороже добычи настоящего золота, поэтому в промышленном масштабе его использовать не стали.

Однако не исключено, что в будущем будет открыт более простой способ изменения вещества – и на другом уровне строения веществ. Сейчас идет активное изучение множества гипотетических частиц, например, гейджино, чарджино, глюино, гравитино, хиггсино. Знаменитый бозон Хиггса уже почти обнаружен в адронном коллайдере (почти, потому что сейчас идет тщательная проверка результатов проведенных экспериментов, во время которых была найдена некая новая частица). Кстати, интересный момент - бозон Хиггса часто называют частицей Бога, ибо это именно он, по предположениям, дает массу элементарным частицам!

Теоретически, эти исследования могут когда-нибудь привести к тому, что пока еще неизвестным науке способом можно будет превращать одно вещество в другое, вмешиваясь в его структуру на уровне мельчайших частиц. Или вообще лишать их массы - ибо древние боги явно знали тайны антигравитации... Так что, возможно, жезл Бога – ни что иное, как не изобретенный пока прибор, умеющий преобразовывать вещества при помощи какой-то пока неизвестной энергии…

Волшебная палочка Бога


Еще один интересный момент - в Библии указано, что подобные волшебные жезлы имелись не только у самого Бога, но и у египтян.

«И бросил Аарон жезл свой перед фараоном и перед рабами его, и он сделался змеем. И призвал фараон мудрецов и чародеев; и эти египетские сделали то же своими чарами: каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями». (Исход, 7:8).

В общем-то, в этом нет ничего удивительного. В египетской мифологии есть немало подобных чудес, свои Боги и свои волшебные жезлы – и имеется довольно большое количество их древних изображений. Мифы об аналогичных волшебных жезлах и их изображения имеются в древних культурах Индии, Шумера, Мезоамерики…

Интересно, что управлять погодой тоже могли боги многих древних цивилизаций, и тоже при помощи загадочных приборов…

У древних греков имелся волшебный жезл кадуцей, при помощи которого творились различные чудеса, и описание его очень напоминает жезл Моисея.

Кадуцей выглядит как жезл, по которому спиралью завиваются змеи – и он очень похож на коническую спиральную антенну – тут есть над чем подумать пытливым исследователям...

Кстати, символ кадуцея распространен и в наши дни – он часто используется в различных эмблемах и гербах городов. К примеру, на гербе Федеральной налоговой службы России изображен кадуцей.

Интересно, что эти древние волшебные жезлы, атрибуты загадочных богов, стали прообразом знакомой нам с детства волшебной палочки, с помощью которой можно совершать любые чудеса.

И кто знает, может быть, вскоре ученые сделают настоящую волшебную палочку, которая может управлять погодой, ломать скалы и творить множество других чудес…

Ветхий Завет рассказывает о жизни и деяниях многих праведников-пророков. Моисей занимает среди них особое место - именно он предрек рождение Иисуса Христа и избавил евреев от египетского гнета. В сотворении ряда чудес ему помог особый атрибут, известный как жезл или посох Моисея. Артефакт сей окутан множеством тайн: откуда он появился, куда пропал после смерти пророка, как выглядел и можно ли найти его в наши дни? Данная статья расскажет о посохе и постарается ответить на самые интересные вопросы.

Происхождение Моисея

Моисей родился в то время, когда еврейский народ был под властью египтян. Согласно преданию, египетские фараоны заставляли их выполнять рабскую работу и постоянно контролировали через своих надзирателей, которые часто не считали рабов-евреев за людей.

Шли годы, и фараон понял, что рабов-израильтян стало слишком много. Настолько, что увеличившееся количество рабов стало угрожать политической стабильности и могло обернуться восстанием и переворотом. Чтобы сохранить власть, Рамзес повелел утопить в водах Нила всех новорожденных израильских мальчиков. Но не все матери смогли найти в себе силы подчиниться жестокому приказу. Мать Моисея, Иохаведа, была поражена необыкновенной красотой своего новорожденного сына.

Не желая с ним расставаться, она прятала его в течение трех месяцев, а затем, когда скрывать ребенка было уже невозможно, положила его в корзину и отнесла к берегам Нила, уповая на волю богов. Сестра Моисея скрылась в зарослях, чтобы посмотреть, что произойдет с ее братом. По счастливому совпадению, в этот момент искупаться к реке спустилась дочь фараона, которая не могла иметь детей.

Увидев корзину с чудесным младенцем, от которого исходил свет, она сразу решила забрать его во дворец и воспитать как своего ребенка. Сестра Моисея, ставшая свидетелем спасения, вышла из укрытия и предложила принцессе в качестве кормилицы для младенца его мать. Так произошло спасение Моисея, его воссоединение с матерью, и началась жизнь при дворце.

Моисей рос во дворце фараона, опекаемый и любимый как родной наследник. Сам фараон Рамзес часто брал его к себе, чтобы понянчить необыкновенно красивого и умного малыша. Однажды это привело к случаю, едва не погубившему Моисея. Фараон, играя с малышом, которому на тот момент было несколько лет, посадил его к себе на колени. Ребенок, разыгравшись, сбил с головы Рамзеса немес - специальный головной убор, символизирующий власть. Жрецы сразу заподозрили недоброе, решив, что малыш претендует на корону, и устроили ребенку испытание углем и бриллиантами, рассчитывая на то, что дитя захочет играть драгоценными камнями, тем самым продемонстрировав тягу к богатству и власти и скомпрометировав себя.

Моисей выбрал угли, обжегся и получил травму (ожог неба), которая на всю жизнь лишила его возможности четко говорить.

Бегство из Египта

Мальчик рос и замечал все больше несправедливости вокруг. Однажды он даже убил египетского надсмотрщика. Египтянину приглянулась жена еврейского раба и, изнасиловав женщину, он решил убить ее мужа, чтобы избежать огласки. Случилась драка, во время которой их и застал приемный сын дочери фараона. Желая заступиться за неповинного раба, он вмешался в бой и, как гласит легенда, произнес имя Господа, чем и убил преступника. Фараон, узнав об этом случае, решил как можно скорее избавиться от своего наследника.

Конечно, такое решение он принял не из-за смерти надсмотрщика. Дело было еще и в том, что Моисей становился взрослым и начинал представлять угрозу власти фараона. Все чаще и чаще Рамзес замечал в своем названном внуке угрозу себе и не одобрял его отношения к евреям.

Фараон послал наемников, но, как только один из них занес свой меч над головой будущего пророка, клинок рассыпался на множество кусочков. Несостоявшийся убийца и другие наемники, ставшие тому свидетелями, тут же были наказаны Богом, потеряв слух или зрение.

Поняв, что фараон не остановится ни перед чем, чтобы уничтожить некогда любимого внука, а ныне политического оппонента, Моисей убежал из Египта. В бегах, находясь на соседней с Египтом Медиамской земле, он познакомился с пастухом. Чуть позже он женился на его дочери. Сорок лет Моисей жил жизнью обычного пастуха, помогая тестю ухаживать за стадом. За это время дела евреев в Египте становились только хуже, но Моисей не знал, чем помочь своему народу.

Первое чудо, сотворенное посохом

В один из дней Моисей, как обычно, пас овец у подножия горы Хорив. Внезапно он услышал голос, призывающий его. Оглядевшись, Моисей понял, что голос идет от горящего тернового куста. Чудо состояло и в том, что куст пылал, но не сгорал. Мужчина догадался, что так к нему обращается Бог, и ответил на призыв. Господь рассказал, что Моисей избран спасти евреев от скорби и увести их в новые земли. Для этого он должен отправиться к фараону и просить его освободить евреев и отпустить в пустыню. Моисей изумился: как он сможет говорить с фараоном и вести за собой людей, если не может хорошо говорить из-за обоженного в детстве неба?

Господь уверил Моисея в успехе дела: говорить от лица пророка будет его брат Аарон, а чтобы евреи уверовали в божественное предзнаменование, Бог даровал Моисею способность творить чудеса: посох Моисея, с которым он выходил пасти скот, мог превращаться в змею. Другим знамением, призванным убедить народ в пророческом предназначении Моисея, стали пятна болезни на его руках, которые могли исчезать.

Так появился Моисеев жезл, при помощи которого он сотворит множество чудес и освободит египетский народ.

Исход евреев и второе чудо

Как и ожидалось, фараон не захотел отпускать еврейский народ. Чудеса, сотворенные Моисеем - посох-змея и исчезновение проказы - не убедили правителя в богоизбранности пастуха. Он заявил, что уже видел такие чудеса от своих жрецов. Тогда Моисей рассказал о пророчестве: 10 кар в виде болезней и нашествий вредителей постигнут Египет, если евреи не будут освобождены. Фараон не поверил пророку и велел Моисею и его брату убираться из дворца.

Но стоило им удалиться, как Нил наполнился кровью, люди начали болеть и бедствовать, а урожай был уничтожен саранчой. Десятой карой стала смерть всех первенцев в египетских семьях. Увидев слезы своего народа, теряющего детей и близких, умирающих от болезней и голода, фараон призвал Моисея и приказал ему собрать всех евреев и выйти в пустыню, дабы молиться о прощении египетского народа. Так евреи получили от фараона право на время покинуть Египет. Но Моисей, руководивший теперь 600 еврейскими мужчинами и их семьями, даже не думал о возвращении.

Так начался исход из Египта. Люди безостановочно шли несколько дней и ночей, и сам Господь указывал им путь. Фараон вскоре догадался, что еврейские рабы не захотят возвращаться назад, и отправил в погоню за ними свою лучшую армию. Египетские преследователи настигли еврейский народ, когда те подошли к берегу Красного моря. Оказавшись в тупике, люди приготовились принять смерть, но Бог подсказал Моисею путь к спасению. Пророк по повелению Господа ударил посохом по берегу - и морские воды расступились перед еврейским народом. Они смогли перейти море, в то время как перед египтянами вода вновь смыкалась.

Третье чудо

После преодоления морских пучин евреев ждал долгий и трудный путь по пустыне. В пути изнеможенные и уставшие люди не раз проявляли малодушие, обвиняя Моисея во лжи и теряя надежду на спасение. Пророк каждый раз обращался за помощью к Богу. Пищу для голодающих евреев ниспослал Господь, даровав людям манну небесную. У подножия горы Хорив евреи стали просить воды. Тогда Моисей ударил посохом по скале, и из образовавшейся расселины потекла вода. Когда они добрались до горы Синай, Бог послал евреям скрижали с заповедями, которому должны следовать иудеи.

Четвертое чудо

Евреи странствовали по пустыне сорок лет. За это время умерли многие из тех, кто вышел из Египта. Люди снова возроптали на пророка из-за жажды и голода. И тогда пророк вновь ударил по скале жезлом, чтобы извлечь воду.

Спустя несколько десятков лет странствий, понадобившихся для того, чтобы народ поверил в Бога и научился следовать заповедям, евреи пришли в Землю Обетованную.

Пятый случай использования жезла

Некоторые источники указывают на то, что посох Моисея был использован пять раз. В последний раз, когда народ страдал от жажды, пророк ударил по скале дважды, усомнившись в своих словах и Боге и желая как можно скорее получить воду. За такое малодушие Господь послал ему наказания: сам Моисей не дошел до Палестины, умерев раньше. Пророку лишь удалось увидеть Землю Обетованную издалека.

Влияние посоха на людей

Существует предание, согласно которому полководец Иисус Навин обратился к Моисею за помощью перед трудной битвой. Пророк произнес речь, а также продемонстрировал воинам свой посох. Через силу слова, идущую от него, войска почувствовали особое воодушевление и выиграли бой.

Происхождение посоха

Из Ветхого Завета известно, откуда в посохе взялась сила, способная творить чудеса - вероятно, ею посох наделил сам Бог, когда явился Моисею в образе пылающего куста в первый раз. Но каким был этот артефакт и откуда он появился у Моисея? Сейчас в Стамбуле посох Моисея выставляется во дворце Топкапы. Он представляет собой обычную пастушью палку из дерева. Но согласно источникам, Моисей не делал себе посоха сам. В Торе и в исламской традиции сохранилось предание, что свой посох Моисей получил в дар от тестя Итро.

Тайна Итро и посоха

Казалось бы, все просто: тесть-пастух подарил Моисею посох. Но был ли Итро простым пастухом? Оказывается, нет. Итро был жрецом и советником фараона, но, в отличие от другой египетской знати, всегда выступал на стороне евреев, сочувствуя им.

Однажды жрец Итро понял, что египетское многобожие - неправильная религия, и начал проповедовать веру в Иегову (Бог-отец Иисуса Христа). Он тут же объявил народу, что не сможет быть больше жрецом и рассказал о своих измышлениях. Люди были так ошеломлены, что отвернулись от Итро и его семьи, и тот вынужден был покинуть Египет и вести жизнь обычного пастуха. С собой он забрал свои жреческие скипетры, символы божественной власти, один из которых впоследствии и передал Моисею в подарок.

Божественное сотворение посоха Моисея

Также существует предание, согласно которому жезл был создан Богом в сумерки шестого дня сотворения мира и затем передан Адаму. После изгнания Адама и Евы посох переходил к сыновьям Адама, а после каким-то образом оказался у египетских фараонов, где его приметил и попросил себе жрец Итро. Таким образом, можно говорить о божественном происхождении артефакта и особой задумке Господа, согласно которой посох вернулся к сыновьям Иакова.

Внешний вид

Мы можем только предполагать, как выглядела эта реликвия. Если говорить о хранящемся во дворце Топкапы посохе Моисея, то он представляет собой обычный пастуший деревянный посох со следами от сучков. Многие верующие скептически относятся к тому, что чудеса творил именно этот предмет. Сомнений нет только у экскурсоводов по Стамбулу: посох Моисея (на фото ниже), по их словам, является подлинником, и это не нуждается в доказательствах.

Можно представить, как выглядел посох, по преданию, сохранившемуся у иудеев и мусульман. Полагаясь на то, что Моисей получил сей предмет от египетского жреца, можно сделать вывод, что посох, вероятно, представлял собой деревянную или металлическую палку, декорированную Божьими именами и эпитетами - такие жезлы применялись в обрядах египетских жрецов и изображались на картинах с египетскими божествами.

В качестве амулета евреи изображают посох Моисея в виде жезла с рисунками на набалдашниках и надписями религиозного характера.

Тайна исчезновения

Моисей умер, так и не добравшись до Палестины, - так наказал его Бог за то, что пророк смалодушничал и усомнился в правильности своего пути. Его могила была сокрыта Богом, чтобы язычники не смогли сделать культ из захоронения пророка. Поэтому место, где погребен Моисей, по сей день остается неизвестным.

Вместе с этим загадкой стало и место, где посох Моисея находится в наши дни. Это дает повод для многочисленных теорий и спекуляций.

Возможные варианты местонахождения посоха

Моисей - один из самых важных пророков христиан, иудеев и мусульман. Поэтому жезл, которыми он творил чудеса, является почитаемой святыней. Но где посох Моисея сейчас? По одной из версий, как уже говорилось, он хранится в Турции, во дворце-музее Топкапы. Подлинный ли посох Моисея в Стамбуле, узнать не представляется возможным. Среди верующих также нет единого мнения на этот счет.

Посмотреть на одну из вариаций священной реликвии можно и в Иордании. На горе Небо установлена скульптура, символизирующая первое чудо - превращение жезла в змею.

Таким образом, увидеть можно два объекта: скульптурное изображение и якобы подлинный посох в сокровищнице дворца Топкапы. Также вы можете посмотреть на многочисленные картины, изображающие жизнь и чудеса, сотворенные Моисеем. На них посох чаще всего оплетен змеей, лишь изредка имеет вид египетского жреческого жезла.

Отражение в культуре

Посох Моисея часто присутствует на картинах с пророком, где, как правило, являет собой или простую пастушью палку, или напоминает скульптуру с горы Небо.

Американский мультфильм "Принц Египта" рассказывает о жизни пророка. Жезл там тоже изображен в виде простой палки, которой пользовались пастухи.

В популярном сериале «Сверхъестественное» посох Моисея выступает орудием казни, невероятно мощным оружием небес. При его помощи обладатель реликвии может насылать так называемые египетские казни на своих врагов. Внешне этот посох похож на деревянную трость с ручкой.

Известный из ветхозаветного предания посох Моисея являл собой образ Древа Жизни со Змеем на ветвях его, как оно описано в Книге Бытия.
Потрясая именно этим посохом, или «змеиным крестом», представал Моисей пред народом.
Спрашивается, какую роль играл этот посох в общении Моисея с народом?

Мы знаем, что Моисей дал народу конституцию в форме десяти заповедей, на которых базировалось его законодательство. Так мы описываем образование народа израильского современным языком. Соответственно, видим Моисея как законодателя. У нас, привычных к закону и понимающих необходимость такового, не вызывает сомнения историческое значение Моисея и почитание его как благодетеля, поскольку в идеологии Нового Времени законодатель есть благодетель и спаситель народа от губительной смуты беззакония.

Однако древние евреи, вышедшие из Египта не похожи на нас. Устройство их жизни совсем иное – ритуальное, культовое, концентрирующееся вкруг родовых и домашних божков. Им совсем не понятно право и жизнь по закону. С какой стати им подчиняться заповедям? Предание говорит об этом совершенно отчетливо, когда рассказывает о попытке Моисея призвать своих соплеменников к законосообразному поведению. Они резко воспротивились его суду и пригрозили донести о совершенном Моисеем убийстве египтянина.
Так что Моисею пришлось применить силу для утверждения своей власти. Книги «Исход» говорят о тысячах израильтян, зарезанных Моисеем. И, тем не менее, одной лишь силы недостаточно. Нужно убеждение, основанное на идеологии. Посох, или Крест Моисея как раз и был знаком такой идеологии, наподобие знамени, хоругви, значка легиона и т.п.

Это была идеология возвращения евреев в Рай, из которого они были изгнаны в лице своего предка Адама за грех поклонения Змею, обитавшему на запретном древе. Мидраши говорят, будто Крест этот был передан Адаму самим Господином перед изгнанием его, в вечное поминание ему и потомкам его о грехе их перед Господином. И посох этот передавался в поколениях: от Адама – Еноху, от Еноха – Симу и так далее.

В этом предании ясно отображена функция Посоха в руках Моисея. Само именование этого знамени «посохом» говорит о пастырстве Моисея, упасении им народа своего. В те времена посох – символ политической власти. Потрясая им пред евреями, Моисей напоминал им об изгнании из Рая и о смысле закона, который он дал им, как залоге возвращения в Рай. То есть, Посох был символом политической идеологии, основанной на историческом мифе.

Соответственно времени и нравам, заповеди и законы не выступали сами по себе, как таковые, но – как условия возвращения в Рай, которые Господин поставил перед ними в результате личных переговоров Моисея с Ним на горе Синай. Так что первобытно-религиозные евреи воспринимали следование заповедям как форму выкупа, как епитимью. Этим они выкупали свой грех, добивались прощения Господина и возвращения в Рай. Моисей в их глазах не законодатель, а священник, сумевший договориться с Богом о выкупе. Потому и кодекс Моисея называется Завет, или Договор.

Отсюда, совершенно неправильно понимать поход евреев во главе c пророком Моисеем как поход на завоевание Ханаана. Нет, они шли в Рай, который был не на небе, как мы теперь понимаем, а на земле: имел географические координаты. Эпитет «земля, текущая молоком и мёдом», относится вовсе не к Ханаану, а к Раю библейскому. Евреи искали Рай, свое историческое отечество – именно этим вызвано сорокалетнее их блуждание по пустыне, сопровождаемое постоянными очистительными жертвоприношениями, которые должны были открыть райские врата. Вспомним: огонь жертвенника шел впереди и вел их за собой. Это означает одно – направление, куда идти, находилось путем гадания на жертве. Чудеса Моисеевы: иссечение воды из скалы, манна небесная были ничем иным, как признаком близости Рая. Именно эта явленная близость вдохновляла народ, а вовсе не могущество Моисея как волшебника.

И только после смерти Пророка, разочаровавшись в бесплодных поисках Рая, евреи во главе с Иисусом Навином приступили к завоеванию себе места на грешной земле, в пределах Ханаана.

После смерти патриарха Иосифа положение евреев резко изменилось. Новый царь, который не знал Иосифа, стал опасаться, что евреи, став многочисленным и сильным народом, в случае войны перейдут на сторону неприятеля. Он поставил над ними начальников, чтобы изнуряли их тяжкими работами. Фараон приказал также умерщвлять новорожденных израильских мальчиков. Под угрозой оказалось само существование избранного народа . Однако Промысл Божий не попустил осуществить этот план. Бог спас от гибели и будущего вождя народа — Моисея . Этот величайший ветхозаветный пророк происходил из колена Левия. Родителями его были Амрам и Иохаведа (Исх 6, 20). Будущий пророк был моложе своего брата Аарона и сестры Мариам. Младенец появился на свет, когда был в силе приказ фараона топить в Ниле новорожденных еврейских мальчиков. Мать три месяца таила свое дитя, но затем была вынуждена спрятать его в корзине в тростнике на берегу реки. Его увидела дочь фараона и взяла к себе в дом . Наблюдавшая издали сестра Моисея предложила привести кормилицу. По Божиему смотрению устроилось так, что кормилицей ему стала его родная мать, воспитывавшая его в своем доме . Когда мальчик подрос, мать привела его к дочери фараона. Живя в царском дворце в качестве приемного сына, Моисей был научен всей мудрости Египетской, и был силен в словах и делах (Деян 7, 22).

Когда ему исполнилось сорок лет , он вышел к своим братьям. Увидев, что египтянин бьет еврея, он, защищая собрата, убил египтянина. Опасаясь преследования, Моисей бежал в Мадиамскую землю и был принят в доме местного жреца Рагуила (он же — Иофор), который выдал за Моисея свою дочь Сепфору.

В Мадиамской стране Моисей прожил сорок лет . За эти десятилетия он обрел ту внутреннюю зрелость, которая сделала его способным совершить великий подвиг — с помощью Божией освободить народ от рабства . Это событие воспринималось ветхозаветными людьми как центральное в истории народа. В Священном Писании оно упоминается более шестидесяти раз. В память об этом событии установлен главный ветхозаветный праздник — Пасха . Исход имеет духовно-прообразовательное значение. Египетский плен является ветхозаветным символом рабского подчинения человечества диаволу до искупительного подвига Иисуса Христа. Исход из Египта знаменует духовное освобождение через новозаветное Таинство крещения .

Исходу предшествовало одно из самых важных за всю историю избранного народа богоявлений . Моисей пас овец своего тестя в пустыне. Он дошел до горы Хорив и увидел, что терновый куст охвачен пламенем, но не сгорает . Моисей стал приближаться к нему. Но Бог воззвал к нему из среды куста: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова (Исх 3, 5-6).

Внешняя сторона видения — горящий, но не сгорающий терновный куст — изображал бедственное положение евреев в Египте . Огонь, как сила истребляющая, указывал на тяжесть страданий. Как куст горел и не сгорал, так и народ еврейский не уничтожался, а только очищался в горниле бедствий. Это является прообразом Боговоплощения. Святая Церковь усвоила символ Неопалимой Купины Божией Матери . Чудо заключается и в том, что этот терновый куст, в котором Господь явился Моисею, сохранился до наших дней. Он находится в ограде синайского монастыря Святой великомученицы Екатерины.

Явившийся Моисею Господь сказал, что вопль страдающих от египтян сынов Израиля дошел до Него .

Бог посылает Моисея совершить великую миссию: выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых (Исх 3, 10). Моисей смиренно говорит о своей немощи. На эту нерешительность Бог отвечает ясными и полными всепобеждающей силы словами: Я буду с тобою (Исх 3, 12). Моисей, принявший от Господа высокое послушание, спрашивает имя Пославшего. Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий (Исх 3, 14). Словом Сущий в синодальной Библии передается сокровенное имя Божие, начертанное в еврейском тексте четырьмя согласными (тетраграмма ): YHWH. Приведенное место показывает, что запрет произносить это сокровенное имя появился гораздо позже времени исхода (может быть, после вавилонского плена).

Во время чтения вслух священных текстов в скинии, храме, а позже в синагогах произносилось вместо тетраграммы другое имя Божие — Адонаи . В славянском и русском текстах тетраграмма передается именем Господь . На библейском языке Сущий выражает личностное начало абсолютного самодостаточного бытия, от которого зависит существование всего тварного мира.

Господь укрепил дух Моисея двумя чудесными действиями . Жезл превратился в змею, а рука Моисея, покрывшаяся проказой, была исцелена. Чудо с жезлом свидетельствовало, что Господь вручает Моисею власть вождя народа. Внезапное поражение руки Моисея проказой и исцеление ее означало, что Бог наделил избранника Своего силою чудотворений для исполнения своей миссии.

Моисей сказал, что он косноязычен. Господь укрепил его: Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить (Исх 4, 12). Бог дает будущему вождю в качестве помощника его старшего брата Аарона .

Придя к фараону, Моисей и Аарон от лица Господа потребовали отпустить народ в пустыню для совершения праздника. Фараон был язычником. Он заявил, что не знает Господа и народ Израилев не отпустит. Фараон ожесточился на народ еврейский. Евреи выполняли в это время тяжелые работы — изготовляли кирпичи. Фараон приказал утяжелить их труд. Бог вновь посылает Моисея и Аарона объявить Свою волю фараону. При этом Господь повелел совершить знамения и чудеса.

Аарон бросил жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем. Мудрецы и чародеи царя и волхвы египетские сделали то же своими чарами: бросили свои жезлы, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы .

На другой день Господь повелел Моисею и Аарону сотворить еще одно чудо. Когда фараон шел к реке, Аарон ударил жезлом перед лицом царя по воде и вода превратилась в кровь . Кровью наполнились все водоемы в стране. У египтян Нил был одним из богов их пантеона. Происшедшее с водой должно было вразумить их и показать силу Бога Израилева. Но эта первая из десяти казней египетских лишь еще больше ожесточила сердце фараона.

Вторая казнь совершилась семь дней спустя. Аарон простер руку свою на воды египетские; и вышли жабы и покрыли землю . Бедствие побудило фараона просить Моисея помолиться Господу, чтобы Он удалил всех жаб. Господь исполнил прошения Своего угодника. Жабы вымерли. Как только царь почувствовал облегчение, он вновь впал в ожесточение.

Поэтому последовала третья казнь . Аарон ударил жезлом в землю, и явились мошки и стали кусать людей и скот. В еврейском оригинале эти насекомые названы кинним , в греческом и славянском текстах — скнипы . По мнению иудейского философа I века Филона Александрийского и Оригена, это были москиты — обычный бич Египта периода наводнений. Но на этот раз вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской (Исх 8, 17). Волхвы не смогли повторить этого чуда. Они сказали царю: это перст Божий (Исх 8, 19). Но он не послушал их. Господь посылает Моисея к фараону сказать от лица Господа, чтобы отпустил народ. Если он не исполнит, то будут посланы на всю страну песьи мухи . Это была четвертая казнь . Орудием ее были мухи . Они названы песьими , видимо, потому, что обладали сильным укусом. Филон Александрийский пишет, что они отличались лютостью и неотвязчивостью. Четвертая казнь имеет две особенности. Во-первых, Господь творит чудо без посредничества Моисея и Аарона . Во-вторых, земля Гесем, в которой жили евреи, была освобождена от бедствия, с тем чтобы фараон ясно увидел абсолютную силу Божию . Наказание подействовало. Фараон обещал отпустить евреев в пустыню и принести жертву Господу Богу. Он просил помолиться о нем и не уходить далеко. По молитве Моисея Господь удалил всех песьих мух от фараона и людей. Фараон не отпустил евреев в пустыню.

Последовала пятая казнь — моровая язва , которая поразила весь скот египетский. Еврейский же скот бедствие миновало. Эту казнь Бог также совершил непосредственно, а не через Моисея и Аарона. Упорство фараона осталось прежним.

Шестая казнь была совершена Господом только через Моисея (при совершении первых трех посредником был Аарон). Моисей взял полную горсть пепла и бросил его к небу. Люди и скот покрылись нарывами . На этот раз Сам Господь ожесточил сердце фараона. Сделал это, по-видимому, для того, чтобы в дальнейшем открыть царю и всем египтянам Свою всепобеждающую силу. Бог говорит фараону: Я пошлю завтра, в это самое время, град весьма сильный, которому подобного не было в Египте со дня основания его доныне (Исх 9, 18). Священный писатель отмечает, что те рабы фараона, которые убоялись слов Господа, поспешно собрали рабов своих и стада в дома. Град сопровождался громом, который можно объяснить как глас Божий с небес . В 77-м псалме сообщаются дополнительные подробности этой казни: виноград их побил градом и сикоморы их — льдом; скот их предал граду и стада их — молниям (47-48). Блаженный Феодорит поясняет: «Навел на них Господь град и гром , показывая тем, что Он есть Владыка всех стихий». Эту казнь Бог совершил через Моисея. Земля Гесем не пострадала. Это была седьмая казнь . Фараон покаялся: на этот раз я согрешил; Господь праведен, а я и народ мой виновны; помолитесь Господу: пусть перестанут громы Божии и град, и отпущу вас и не буду более удерживать (Исх 9, 27-28). Но раскаяние было недолгим. Вскоре фараон вновь впал в состояние ожесточения .

Восьмая казнь была очень страшной. После того как Моисей простер над землей египетской жезл, Господь навел с востока ветер , продолжавшийся день и ночь. Напала саранча на всю землю Египетскую и поела всю траву и всю зелень на деревьях . Фараон вновь раскаивается, но, по-видимому, как и раньше, раскаяние его поверхностно. Господь ожесточает его сердце.

Особенность девятой казни в том, что она была вызвана символическим действием Моисея, простершего руки к небу. На три дня установилась густая тьма . Наказав египтян тьмой, Бог показал ничтожество их идола Ра — бога солнца. Фараон опять уступил.

Десятая казнь была самой страшной. Наступил месяц авив. Перед началом исхода Бог повелел совершить Пасху. Этот праздник стал главным в ветхозаветном священном календаре.

Господь сказал Моисею и Аарону, чтобы каждая семья в десятый день авива (после вавилонского плена этот месяц стал называться нисан ) взяла одного агнца и содержала его отдельно до четырнадцатого дня этого месяца, а затем заколола. Когда агнец будет заколот, пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут его вкушать .

В полночь на 15-е число авива Господь поразил в земле Египетской всех первенцев , а также все первородное домашнего скота. Первенцы евреев не пострадали. Поскольку косяки и перекладины их домов были помазаны кровью жертвенного агнца, Ангел, поражавший первенцев египетских , прошел мимо. Установленный в память этого события праздник получил название Пасха (евр. пэсах ; от глагола, означающего перескочить через что-то, пройти мимо ).

Кровь агнца была прообразом искупительной Крови Спасителя, Кровью очищения и примирения . Опресноки (пресный хлеб), которые должны были вкушать евреи в пасхальные дни, имели также символическое значение: в Египте евреям грозила опасность заразиться языческим нечестием. Однако Бог вывел еврейский народ из страны порабощения, сделал народом духовно чистым, призванным к святости: И будете у Меня людьми святыми (Исх 22, 31). Он должен отринуть прежнюю закваску нравственной порчи и начать чистую жизнь . Пресный хлеб, который приготовляется быстро, символизировал ту быстроту , с которой вывел Господь Свой народ из страны порабощения.

Пасхальная трапеза выражала общее единение участников ее с Богом и между собой . Символическое значение имело и то, что агнец приготовлялся целиком, с головой. Кость не должна была сокрушаться .