1. Культ тела и духа в досуге жителей Древней Греции

1. Миф как основа досуговой жизни человека в Древней Греции

В развитие культуры Греции III-1-й половины I тыс. до н. э. включают период древнейших цивилизаций (III-II тыс. до н. э.), гомеровский период (XI-IX вв. до н. э.) и архаический период (VIII-VI вв. до н. э.)

Помимо мифов о богах и начале мира, у греков были очень распространены всевозможные мифы о героях, причем наиболее популярные объединялись в циклы, например, о Троянской войне, о подвигах Геракла, Персея и многих других героях.

- культ тела и духа

Античный гуманизм прославляет лишь культ тела - физическое совершенство человека, но субъектность личности, ее духовные возможности еще не раскрыты. Эталоном гармонии была телесная развитость человека. Даже греческие боги - прежде всего вечные совершенные тела. Отсюда вытекает соразмерность пропорций греческой архитектуры, расцвет скульптуры. Показательным выражением телесности античного гуманизма было исключительное положение физической культуры в системе общественного воспитания.

Однако в античном обществе признавалась биосоциальная природа человека, закрепленная в формуле Аристотеля: «Человек - животное общественное». Тело осмысливалось как эстетический символ греческого города-государства, «полиса». Древние греки пытались через тело и благодаря ему воспитывать в себе соответственно гармонические духовные качества, усматривая в нем наличие чувства и ума в их взаимном единстве и противоречии, но слабое развитие индивидуальности личности не позволило греческой культуре отразить высоты проявления человеческой эмоциональности и духа.

Возвеличивая тело, в целом античные искусство и культура, как и на Востоке, решали противоречие между личным и общественным в пользу последнего. Личность считалась полезной обществу лишь благодаря своим гражданским добродетелям. Противоречия объекта н субъекта как сторон человеческой личности можно назвать главным нервом античной культуры. Если во взаимоотношениях с социумом личность находила какой-то выход, то по отношению к судьбе и личность, и общество были лишь объектами, слепыми орудиями Рока.

Идея неумолимости Рока тесно связана с античным рабством, ибо в античном мире свободные люди мыслили себя рабами общего мироустройства. Единичные прорывы человеческого духа в античной культуре не стали парадигмой античного мировоззрения, не выразили его сути.

- индустрия развлечений

у древних греков отсутствовало как слово «скука», так и описания соответствующих симптомов.

Немало времени проводилось в гимнасиях и палестрах, где занимались физическими тренировками. В гимнасиях, кроме того, вели беседы софисты, Сократ, возникали политические и философские споры. Особым местом общения был рынок, где, делая покупки, обменивались новостями. Довольно часто устраивались симпосионы - дружеские пирушки, на которых пели песни, иногда состязались в красноречии, поэзии, вели философские споры. Участвовали в симпосионах только мужчины, но нередко для развлечения пирующих приглашались флейтистки, другие музыканты, гетеры. (Гетера (от греч. hetaira - подруга, любовница) - в Древней Греции образованная незамужняя женщина, ведущая свободный, независимый образ жизни.)

2.Театр как основа духовного воспитания граждан, досуга и развлечения

В VII-VI вв. до н. э. зарождаются греческий театр, выросший из хороводов, песен, молитв, исполнявшихся на религиозных праздниках в честь Диониса. Развитие драматических представлений связано с выделением из хора действующего лица - актера.

Искусство периода архаики характеризуется поисками формы, выражающей эстетический идеал прекрасного телом и духом гражданина полиса.

Творцом классической греческа трагедии является Эсхил (525-456 до н. э.). Он оживил драму, введя в нее второго актера, сделал театральное действие более динамичным, интересным, кроме того, с его именем связано применение декораций, масок. Один из основных мотивов творчества Эсхила - прославление гражданских добродетелей, патриотизма, особенно характерна в этом отношении трагедия «Прометей прикованный». Еще одна важная тема Эсхила - идея возмездия и фактор судьбы, лучше всего выраженные в трилогии «Орестея».

Тема неотвратимой судьбы занимает большое место и в творчестве другого знаменитого греческого трагика - Софокла (ок.496-406 до н. э.). Показывая борьбу свободной человеческой воли против несправедливости слепого рока, Софокл подчеркивает бессилие человека, неизбежность уготованной ему участи. Наиболее известны трагедии Софокла о легендарном царе Эдипе. Софоклу приписывают слова: «Я изображаю людей такими, какими им надлежит быть, а Еврипид изображает их такими, какие они есть.»

Творцом психологической драмы был Еврипид (485/484 или 480-406 до н. э.). Основной конфликт в его произведениях - борьба рассудка и страстей, которые так же неотвратимо, как и судьба, приводят человека к гибели. Особенно выделяются среди трагедий Еврипида «Медея» и «Федра».

Великолепным комедиографом был Аристофан (ок. 445 - ок. 386), придавший комедии политическую остроту и злободневность. В его творчестве (комедии «Мир», «Всадники», «Лисистрата» и др.) отразились политические взгляды аттического крестьянства. Аристофан был горячим сторонником демократии, приверженцем традиционных полисных идеалов, поэтому в его комедиях часто высмеиваются софисты и Сократ как сторонники индивидуализма, противоречащего коллективистской морали.

Вся жизнь афинских граждан в V в. до н. э. была связана с коллективными интересами, проходила в постоянном общении. Большинство граждан - мужчин - принимало участие в работе народного собрания, органов управления,

4.Олимпийсике игры как единство духа и спортивный потенций человека

Важным фактором культурного развития Греции были игры, устраивавшиеся в честь некоторых богов. Самыми значительными из них были: Олимпийские игры - спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие раз в четыре года в Олимпии, начиная с 776 г. до н. э.; Пифийские игры - спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах (раз в четыре года); Истмийские - в честь Посейдона, проводившиеся под Коринфом раз в два года.

В играх в честь богов проявляется один из важнейших элементов древнегреческой культуры - агонистика. (Агностика (греч. agon - борьба) - стремление к успеху в спорте, музыке, поэзии и т. д.)

Стремление к противоборству, состязаниям, органично присущее мировоззрению древних греков, пронизывает практически все сферы их деятельности. Характерно, что в системе воспитания архаической эпохи главное - превзойти остальных, стать лучшим. Образованный человек должен был владеть всеми видами оружия, играть на лире, петь, танцевать, участвовать в спортивных и игровых состязаниях и т. п.

Олимпийские игры (греч. τὰὈλύμπια) - величайшие из эллинских национальных празднеств.

Они происходили в Олимпии на Пелопоннесе и, по древнейшему сказанию, возникли ещё во времена Кроноса, в честь Идейского Геракла. По этому сказанию, Рея передала новорождённого Зевса Идейским Дактилам (Куретам). Пятеро из них пришли с Критской Иды в Олимпию, где был уже воздвигнут храм в честь Кроноса. Геракл, старший из братьев, победил всех в беге и был награждён за победу венком из дикой оливы. При этом Геракл установил состязания, которые должны были происходить через 5 лет, по числу прибывших в Олимпию идейских братьев.

Существовали ещё и другие сказания о возникновении национального праздника, приурочивавшие его то к той, то к другой мифической эпохе. Несомненно, во всяком случае, что Олимпия была древним святилищем, давно известным на Пелопоннесе. В «Илиаде» Гомера упоминается о гонках квадриг (колесниц с четвёркой лошадей), устраиваемых жителями Элиды (область на Пелопоннесе, где находилась Олимпия), и куда присылали квадриги из других мест Пелопоннеса (Илиада, 11.680).

Первый исторический факт, связанный с олимпийскими играми - это возобновление их царём Элиды Ифитом и законодателем Спарты Ликургом, имена которых были начертаны на диске, хранившемся в Гереоне (в Олимпии) ещё во времена Павсания. С этого времени (по одним данным год возобновления игр - 884 до н. э., по другим - 828 до н. э.) промежуток между двумя последовательными празднованиями игр составлял четыре года или олимпиаду; но как хронологическая эра в истории Греции был принят отсчёт с 776 до н. э. (см. статью «Олимпиада (хронология)»).

Возобновляя Олимпийские игры, Ифит установил на время их празднования священное перемирие (греч. έκεχειρία), которое объявлялось особыми герольдами (греч. σπονδοφόροι) сперва в Элиде, затем в остальных частях Греции; месяц перемирия назывался ίερομηνία. В это время нельзя было вести войну не только в Элиде, но и в других частях Эллады. Пользуясь тем же мотивом святости места, элейцы добились у Пелопоннесских государств согласия считать Элиду страной, против которой нельзя было вести войны. Впоследствии, однако, элейцы сами не раз нападали на соседние области.

В праздничных состязаниях могли участвовать лишь чистокровные эллины, не подвергнувшиеся атимии; варвары могли быть только зрителями. Исключение было сделано в пользу римлян, которые, как хозяева земли, могли изменять по своему произволу религиозные обычаи. Не пользовались правом смотреть игры также женщины, кроме жрицы Деметры. Число зрителей и исполнителей было очень велико; очень многие пользовались этим временем, чтобы совершать торговые и другие сделки, а поэты и художники, - чтобы знакомить публику со своими произведениями. От разных государств Греции посылались на праздник особые депутаты (греч. θεωροί) которые соперничали друг с другом в обилии приношений, для поддержания чести своего города.

Тем не менее женщины, могли стать олимпийскими чемпионами заочно - просто прислав свою колесницу. Так например первой олимпийской чемпионкой стала Киниска - родная сестра спартанского царя Агесилая.

Комментарии к записи Победа над собой. Секрет успеха Елены Кутузовой отключены 777

Построить идеальную фигуру всего за 6 месяцев и принять участие в соревнованиях по фитнесу. Такая задача стояла перед двумя участницами реалити-проекта «Культ Тела-2». Но если у Ольги Зайцевой для этого имелись неплохие физические задатки, то для Елены Кутузовой миссия считалась практически невыполнимой, по причине лишнего веса и полного отсутствия тренировочного опыта. Итоговый результат красноречиво …

Открыть доступ

17.07.2017 Комментарии к записи Объявлен победитель проекта «Культ Тела-2» отключены 893

Открыть доступ

30.06.2017 Комментарии к записи 18 серия «Культа Тела-2». Тренируем ноги с Павлом Дворядкиным отключены 554

В 18 серии реалити-проекта «Культ Тела-2» очередным звездным наставником ребят станет пензенский экстремал, чемпион мира по жиму лежа и просто позитивный человек – Павел Дворядкин. Он преподаст тренировочный мастер класс по накачке мышц нижней части тела. Особенно полезны советы опытного атлета будут тем, кто хочет попробовать свои силы в пауэрлифтинге. …

Открыть доступ

31.05.2017 Комментарии к записи Специальный выпуск «Культа Тела-2». Битва в бикини: что осталось за кадром отключены 636

Предлагаем вашему вниманию очередной выпуск проекта «Культ Тела-2», собравший лучшие моменты выступлений наших очаровательных участниц на открытом Кубке городов России. Вы увидите эксклюзивные кадры интервью с Еленой Кутузовой и Ольгой Зайцевой за считанные минуты до выхода на сцену. Поддержать девушек в столь важный для них день пришли не только самые …

Открыть доступ

30.05.2017 Комментарии к записи Специальный выпуск проекта «Культ Тела-2». Петеримов против Русишвили отключены 610

В новом эпизоде проекта «Культ Тела-2» Евгений Титков и Ольга Русишвили побывают в гостях у обладателя стальной хватки и неукротимого нрава Олега Петеримова. Профессиональный боец ММА преподаст бывшей участнице нашего фитнес-марафона борцовский мастер-класс, продемонстрировав ряд коронных удушающих и болевых приемов из арсенала смешанных единоборств. Напомним, в июле Ольгу ждет первый …

Открыть доступ

25.05.2017 Комментарии к записи Герои «Культ Тела -2» рассказали поклонникам о себе отключены 388

У реалити — проекта о здоровом образе жизни «Культ Тела – 2» много поклонников. Поэтому однажды назрела необходимость провести встречу его участников со зрителями. В этой серии вы сможете увидеть праздник, который прошел в арт-клубе «Ламповая голова». На нем герои фитнес — марафона рассказали поклонникам о себе и своих целях …

Открыть доступ

11.05.2017 Комментарии к записи 17 серия «Культа Тела-2». Встреча со зрителями отключены 432

В 17 выпуске проекта «Культ Тела-2» вновь появятся хорошо знакомые зрителям чемпион России по бодибилдингу Иван Водянов и известный экстремал Александр Дубровин (Пересвет). Пока любители усердно осваивали новые упражнения для накачки мышц спины, профессионалы попрактиковались в искусстве троллинга. Впрочем, подстегивать наших участников нет нужды, поскольку они и без того предельно мотивированы …

Открыть доступ

05.05.2017 Комментарии к записи 16 эпизод проекта «Культ Тела-2». Кто такой Денис Рогозин? отключены 552

Мы продолжаем рассказывать о героях проекта «Культ Тела-2». В новом выпуске речь пойдет о Денисе Рогозине, 37-летнем предпринимателе из Пензы, который на спор решил принять участие в турнире по смешанным единоборствам. Учитывая приличный вес Дениса и полное отсутствие боевой подготовки, большинство интернет-пользователей поспешило объявить его идеальной боксерской грушей. Однако наш …

Открыть доступ

Культура тела – это здоровье, уровень физического развития, пропорциональное телосложение, красивая осанка. Культура движения включает всю совокупность двигательных качеств, в том числе и двигательную эстетику – пластичность, ритмичность, легкость, изящество движений и двигательных умений. Движение – основное проявление жизни и в то же время средство гармоничного развития личности. Культура манер – норма личной и общественной гигиены, правила приличия (привычка быть чистоплотным, опрятным, аккуратным, подтянутым, учтиво приветствовать), культура окружающей среды и быта, культура одежды.

Эстетики тела не существует вне эстетики движения. Человеческое тело прекрасно в движении и движением. Воспитание эстетики движения – самая трудная из всех задач. Движение человека, стиль его поведения – это сфера не только эстетическая, но и этическая. Когда мы воспитываем эстетику движения, мы параллельно воздействуем и на внутренний, духовный мир.

С этой точки зрения наиболее высокий уровень развития гимнастика получила в Древней Греции, где ценилось ее воспитательное значение. Греки возвели гимнастику в ранг искусства. Ею вдохновлялись скульпторы, ей посвящали свои трактаты греческие и римские философы, на протяжении ряда веков ее выдвигали на первое место среди физических упражнений как важнейшее средство гармонического развития человека. В Древней Греции воспитание чувства гармонии и ритма посредством гимнастики считалось обязательным и необходимым для всей жизни, независимо от того, будет ли человек впоследствии оратором, педагогом или философом.

Если обратиться к афинской просветительской практике, то конечная цель воспитательной и образовательной системы в этом обществе определялось греческим понятием калокагатия («прекраснодоброе»). В это понятие входило всестороннее интеллектуальное развитее, культура тела. В греческом языке слово « гимнастика» охватывало очень широкий круг действий, относящихся к культуре тела. В «Государстве» Платон пишет, что обучение гимнастике вместе с «мусическим» обучением начинается с детства. Там же указывается и на то, какая неразрывная взаимозависимость существовала между музыкой и гимнастикой. В диалоге «Тимей» Платон обосновывает необходимость одновременного мусического и гимнастического образования тем, что в этих условиях достигается гармоническое развитие как душевных, так и телесных сил. Воспитывают не душу, не тело, а человека.

В Греции, как говорят историки, жители отличались от всех других наций свободным, благородным видом, плавными движениями, так как с ранней юности укрепляли свои силы в гимнасиях и палестрах, где достигали гармонического развития тела.
Физические упражнения разделялись на палестрику, орхестрику и подвижные игры. Палестрика – это как бы легкая атлетика: бег, борьба, прыжки, метания. Орхестрика подразделялась на приготовительные танцы для развития легкости и ловкости движений и имитационные танцы с представлением различных душевных состояний и действий. Упражнения рук (хейрономия) содействовали большей тонкости и выразительности движений.
Подвижные игры включали в себя игру с мячом, бег, метания мяча, упражнения, развивающие ловкость. Самым любимым упражнением почти для всех возрастов была игра с мячом, в которой проявлялись ловкость и грациозность. После нее самым распространенным упражнением был бег.
Наилучшим средством развития тела и достижения идеала внутренней и внешней красоты Сократ и Платон считали танец. Древние памятники искусства, изображающие танец, сохранили до наших дней необыкновенную чистоту пластических форм и гармонию линий. Э

У римлян священные игры все больше вырождались в зрелища. В римском танце уже больше формы, чем содержания. Орхестрика удержала только свой наружный облик, а внутреннюю, духовную сторону утратила. В глазах римлян танцы стали занятием недостойным. В период правления Юстиниана были закрыты древние учреждения физической культуры.

Идеал человека средневековья был далек от античного. Христианство учило заботиться о спасении души, тело следовало подчинять, а иногда и подавлять как пристанище греха. В средние века физическое воспитание стало носить военно-прикладной характер подготовки рыцарей, развития силы и выносливости. Что касается танцев, то религиозные ограничения и запреты не помешали народу плясать, а вскоре и высшее общество позаимствовало это развлечение.

Физическая культура эпохи Возрождения опиралась на идеи античности и гуманизма. Правда, первые попытки гуманистов возродить гимнастику как средство всестороннего развития человека и ввести ее в учебные заведения не имели успеха. Вод влиянием возрождения и развития пластических искусств обратили внимание и на древнее искусство танца, почти исчезнувшее в средние века.

Италия эпохи Возрождения стала родиной балетных представлений. Благодаря изучению античной культуры снова стали возникать идеи, утверждавшие физическое воспитание наряду с умственным. В эпоху Возрождения в Италии возникает новая школа, «Дом радости», Витторино да Фельтре в Мантуе, общие установки которой являлись типичными для педагогики итальянского гуманизма.

В конце ХVIII – начале XIX вв. появляются национальные системы гимнастики, целью которых вновь стала подготовка воина. Это немецкая и шведская системы, которые постепенно слились; французская и сокольская системы гимнастики. Сокольское движение возникло в Чехии в 1862 году и стало одним из средств объединения чешского народа в рамках национально-освободительного движения; основной задачей гимнастики было оздоровление и подготовка к войнам. Но эти гимнастики не могли удовлетворить потребность общества в физической культуре.
Значительный вклад в научное обоснование занятий гимнастикой, спортом и играми внес Жорж Демени. Он считал, что движения в немецкой и шведской системах не согласуются с законами анатомии и физиологии, в них много неестественного. В 1880 году он основал в Париже клуб рациональной гимнастики, где сам и преподавал.

Возникновение новых гимнастических систем и нового танца (сравнительно с классическим балетом) связано с именем французского оперного певца Франсуа Дельсарта. Он является основателем науки о телесной выразительности, о человеческом теле как орудии художественной выразительности. Дельсартианские школы положили начало новой культуре движения. Дельсарт и его последователи видели основу движения в его естественности.

В начале ХХ века возникает стихийный протест против окаменевших стилизаций в различных видах художественного творчества. Возникло стремление к освобождению человеческого тела от системы «условной выразительности» как в движениях, так и в костюмах. Внешне это было связано с интересом к античности. Гармония движений, которую несли античные статуи, барельефы и росписи на вазах, красноречиво говорила о естественности, определяющей красоту. Стремление к античным образцам, поиск свободы и естественности выразительного тела нельзя не связать с именем Айседоры Дункан, представительницы новой культуры движения. Пример Дункан подействовал освобождающим образом на целый ряд художественных воль. Танец Дункан стал не только эпохой в искусстве движения, но дал толчок созданию новой гимнастики.
Одной из важнейших причин большого успеха новой гимнастики было приближение ее к искусству. В заслугу новой гимнастике надо поставить и то, что она внедрила в физическое воспитание идею духовности.

В 20-х годах, после приезда А. Дункан в Россию, у нас появилось множество студий пластики, ритмики, свободного танца. Они оказали влияние на школьное физическое воспитание, на гимнастику и спортивное движение. Новаторство Дункан в области танца естественно дополняло расцвет разнообразных видов спорта, образование всевозможных спортивных и, в частности, гимнастических обществ. Но к 30-м годам ХХ века почти все эти студии прекратили свое существование.

(Источник информации - http://www.artmoveri.ru/publications/articles/fizra/ )

Все мы привыкли видеть идеальные пропорции тел, воплощенные в мраморных и гипсовых изваяниях, которые создавали греческие скульпторы. Образцами для этих произведений искусства были юные дамы или статные мужчины. Мировая культура не знает других «правил красоты», нежели пропорции и гармоничное сочетание совершенных черт лица и тела.

Греки уже в Античности придавали огромное значение красоте человеческого тела, прекрасным одеяниям, гармонии, идеальным пропорциям. В музеях архитектуры древней Греции, в исторических памятниках сохранилась масса изображений греческой богини красоты Афродиты. Она - образец норм прекрасного для эллинов, эталон идеальных пропорций.

Красота по-гречески

Такое понятие, как прекрасное тело, греки перевели не только в наглядные изображения в виде статуй, картин, рисунков, набросков, но и математические значения. Так, идеальный рост женщины составлял 164 см, обхват груди - 86 см, для талии отводили целых 69 см, а бедрам позволялось роскошествовать на все 93 см. А ведь эти параметры совсем недалеко ушли от привычных современникам 90*60*90.

Культ тела в древней Греции воплощался в разных ситуациях, а иногда даже спасал жизни обладательницам прекрасных пропорций. Так, гетера или натурщица Праксителя Фрина, по образу которой скульптор создал изваяние красавицы Афродиты, была осуждена. Ей вменяли порочное поведение. Но на суде, перед самим оглашением приговора, она предстала перед вершителями в чем мать родила. Суд постановил, что такое совершенное тело никак не станет вмещать грешную душу и отпустили Фрину восвояси.

Кстати, пропорции - это хорошо, но в древней Греции и мысли не могли допустить о том, что идеальное тело можно представить в ссутуленном, скрюченном виде. Красивая осанка - вот еще чему уделяли огромное внимание древние греки.

Впрочем, что касается понятий красоты и пропорций тела и черт лица, многие мыслители, к примеру, не соглашались с канонами относительно параметров, выраженных в цифровых значениях. Они допускали значительные отступления от них, говоря об исключительно визуальных характеристиках. Красота для древних греков являлась скорее формой бытия.

А вот Пифагор напротив выводил идеальное цифровое соотношение размеров тел и лиц. Математик долго искал соответствующие параметры и их «правильное» соотношение. Прекрасным считалось лицо, которое визуально делилось на равные части. Их могло быть 3 или 4. Если выбиралось разделение на 3 части, одна из линий проходила через надбровные дуги, другая - через кончик носа. Если лик делили на 4 части, нижняя линия шла относительно верхней губы, далее следующая - по зрачкам, третья - по верху лба.

Греки считали совершенным абсолютно прямой нос, округлые широко раскрытые, большие глаза с дугообразными веками. Внимание уделялось и расстоянию между глазами. Оно не должно было равняться значению, превышающему длину 1 глаза.

Рот должен был по канонам иметь величину, равную 1,5 длины глаза. Лоб не должен был быть высоким. Волосы разрешалось носить на пробор или обрамлять лицо красивыми завитками локонов.

По словам Аристотеля, красота сводится к правильным соотношениям частей тела и лица. При этом должны быть соблюдены принципы симметрии, а в целом восприятии фигура просто обязана выглядеть законченно и органично. Так, наиболее яркими воплощениями таких описаний прекрасных тел и лиц считались античные статуи Аполлона, Афродиты, Артемиды.

Очень огромное значение имела молодость. Считалось, что совершенное тело - молодо и еще тем красиво. Якобы от этого даже мысли становятся благороднее.

Как добиться совершенных параметров?

Разумеется, не все жители древней Греции соответствовали принятым идеалам. Но многие добивались нужных параметров, занимаясь долгие месяцы и даже годы спортом. Тело, имеющее вид натренированного, с ясными, атлетическими очертаниями, считалось прекрасным.

И все же, в основы красоты греки вкладывали не только идеальные параметры тел, но и единство в гармонии тела с духом. Если человек довел свои формы до совершенства и при этом он не находит себе места, не может справиться со своими волнениями, страхами, как современники сказали бы - стрессом, какой же он в этом случае красивый? Идеально прекрасный человек - умиротворенный, красивый душой и телом.

А что же до канонов и модулей. Ученые древней Греции выработали несколько правил. Человека, который им следовал, признавали красивым. Итак, формы тела не должны были быть угловатыми, а только округлыми, линии - мягкими. Если у женщины при этом прямой нос и большие глаза, то не меньшее внимание она должна уделять своей причёске.

Локоны следовало не подстригать или лишь подравнивать в течение жизни. Шевелюру аккуратно укладывали на затылке и красиво крепили волосы лентой. Такая прическа называлась «Античный узел». Кстати, он в моде и поныне.

Молодые люди брились ежедневно. При этом они также, как и дамы, не стригли свои локоны, а красиво убирали их наверх, перехватывая обручем или тканевой повязкой. Что же до взрослых мужчин, то они волосы стригли коротко, а бороду и усы отращивали.

Представительницы прекрасной половины, равно как и мужчины, ухаживали за кожей лица и тела. В правилах было строгое соблюдение гигиены. Гречанки древности любили, чтобы их лица были беленькими и чистыми. Для достижения такой красоты дамы пользовались белилами. Больше всего везло обладательницам голубых глаз. Такой цвет считался эталоном. Волосы лучше было иметь золотые или просто светлые.

Женщины украшали свое лицо. Они подводили глаза. Для этого применяли специальную эссенцию, которую сначала выжигали дотла, а пеплом рисовали изящные стрелки. Наносили и румяна. Цвета, которые использовали для придания яркости щекам, красный, коралловый, ярко-розовый. Дамы не забывали красить и губы, а также использовать пудру.

Все вышеописанное касается женщин, принадлежавшим к знатным родам. Что же до простолюдинок, они не имели косметики, да и при большом желании разнообразные краски для лица им было не достать. Для ухода за своей кожей им доводилось использовать лишь маски из теста с добавлением яиц и приправ.

Блондинки - в почете

Мода на белокурые локоны или хотя бы пепельного цвета пришла к нам именно из Греции. Прически принято было украшать диадемами, лентами, обручами и даже бусами. Локоны должны были быть пышными, желательно завитыми. Можно было прическу делить на пробор. Челки носить было не принято. Волосы убирали со лба и висков, собирали и закалывали на затылке.

Да, именно светловолосые женщины нравились древним грекам-мужчинам больше всего. Венера была златокудрой. Но, помимо этого, и белокожей. А как же быть брюнеткам? Еще в древней Греции было принято обесцвечивать волосы. Делали это просто. На шевелюру наносили средство, состоящее из масла, изготовленного на основе козьего молока с добавлением золы букового дерева и выходили на солнышко. Лучи высвечивали локоны до золотистого оттенка.

В некоторые годы в моду вошли так называемые «Греческие прически». Это были высокие накладные парики и шиньоны.

Дамы старались постоянно проводить ухаживающие процедуры. Они наносили разнообразные маски на лицо. Особенно в почете были отбеливающие манипуляции. Недопустимо было иметь веснушки и морщины. Для удаления пигментации и увлажнения кожи применяли сливки, простоквашу, молоко.

В путешествия знатные особы брали целые стада ослиц, которые давали им десятки литров молока. В нем женщины купались.

Кого изображали древние греки, и каковыми были на самом деле?

Гармоничные пропорции тела, идеально лицо. Многие ученые по сей день спорят, а были ли древние греки таковыми в действительности? Некоторые историки склонны считать, что на самом деле памятники архитектуры, скульптуры - это воплощение изображений богов и богинь.

В реальности, женщины древней Греции вовсе не были похожими на Клеопатру или Афродиту. Дамы рожали много детей и вели домашнее хозяйство. При этом им вовсе некогда было следить за фигурой, делать омолаживающие маски. Все время уходило на дом и можно говорить о незавидной доле древнегреческой женщины.

Статус женщины-человека, как это не странно звучит, имели только гетеры. Эти представительницы прекрасной половины были весьма образованы, начитаны, имели возможность сказать свое веское слово в отношении политической ситуации, общественной жизни.

Гетеры по праву считались красавицами. Их изящество воспевали в своих произведениях поэты и музыканты, а тела этих дам вдохновляли скульпторов. Гетерам были доступны все прелести жизни. Они украшали себя так, как хотели и им это не возбранялось. В то время как простые дамы не могли нанести на лицо очень яркую косметику. За это их могли упрекнуть в подобии женщинам легкого поведения.

Впрочем, уже к 5 в. до н.э. косметика стала доступна всем гречанкам. Мало того, они не просто красили глаза и губы, чтобы радовать взоры собственных мужей. Девушки выходили в «полной раскраске» на улицы, посещали общественные места и это вовсе не порицалось.

    Топ 10 островов в Греции

    Отдых для здоровья в Греции одно из направлений туризма в страну эллинов.

    Великолепный климат, наличие множества целебных источников, морской воздух и яркое солнце превращают Грецию в естественный санаторий, способный излечить многие недуги. Оздоровительный отдых в Греции – это лучший метод укрепления здоровья. Даже обычное времяпрепровождение в государстве с средиземноморскими климатическими условиями оказывает положительное действие на человеческий организм, а во время лечебного курса в местном санатории выздоровление идет самыми быстрыми темпами.

    Геометрия в Древней Греции.

    Древнегреческий город Фивы

    Этот город был основан на территории средней Греции. Фивы располагались на холме, а под ним раскинулась огромная плодородная равнина. Полис основан финикийцами, которые пришли на эти земли более 3 тысяч лет назад. Изначально Фивы именовали Кадмия. Они были весьма могущественным городом-государством Древней Греции.

    Эвбея, или по-новогречески Эвия, является вторым по площади островом Греции: около 3900 км2. Впрочем, островное положение Эвбеи достаточно относительное: от материковой Греции остров отделен узким проливом Эврипос (Еврип), ширина которого составляет всего 40м! Еще античные греки соединили Эвбею с континентом мостом длиной около 60 м.

Философ, социолог, неустанный исследователь современного человека и общества потребления Жан Бодрийяр о том, когда нарциссический культ тела пришел на смену «устаревшей» идеологии души, как культивирование красоты и эротизма помогает превращать тело в объект инвестирования, приносящий доход, и почему трансформация тела в товар ведёт нас к ещё большему отчуждению от самих себя, чем даже его эксплуатация в качестве рабочей силы.

Пожалуй, нет сферы современной жизни, которой удалось избежать внимания «гуру постмодернизма» Жана Бодрийяра — человека, приоткрывшего завесу над «нереальностью происходящего». Анализируя общество потребления (которое когда-то называли обществом изобилия) и образы действительности, создаваемые рекламой и СМИ, он одним из первых заговорил о том, что мы живём в мире псевдореальности: псевдособытий, псевдоистории и псевдокультуры, которые состоят из бесконечного потока копий и симулякров.

Но какой товар и симуклякр средства массовой информации любят больше всего? Какой культ преследует нас по телевидению, в торговых центрах и на рекламных билбордах? Конечно же, культ тела, который, по мнению Жана Бодрийяра, занял сегодня место души. Философ видит проявления этого культа в пропаганде массового спорта, в рекламе косметической продукции и средств ухода за телом, в мании здоровья, сопровождающейся неслыханным ростом использования лекарств и различных медицинских услуг: нас приглашают ухаживать за своим телом-товаром, так как его красота, идеальные пропорции и ухоженность составляют знак престижа. Но почему так активно оживают темы тела и секса в современных СМИ? И каким целям служит этот культ?

Сегодня мы публикуем небольшие фрагменты из знаменитой работы Жана Бодрийяра «Общество потребления», в которой философ размышляет о том, как формируется новая этика отношения к телу, основанная на нарциссической привязанности к нему, каким экономическим и идеологическим смыслом обладает культ человеческого тела и почему превращение тела в товар ведёт нас к ещё большему отчуждению от самих себя, чем даже его эксплуатация в качестве рабочей силы.

«…Потребителю вменяется обязанность наслаждаться, он становится предприятием по наслаждению и удовлетворению. Он как бы обязан быть счастливым, влюбленным, расхваливающим (расхваленным), соблазняющим (соблазненным), участвующим, эйфоричным и динамичным. Это принцип максимизации существования через умножение контактов, отношений, через интенсивное употребление знаков, объектов, через систематическое использование всех возможностей наслаждения».

Читайте также

Тело - самый прекрасный объект потребления

(фрагменты)

Современная идеология тела

Однако продуктивистская цель, экономический процесс рентабельности, благодаря которому на уровень тела распространяются принципы общественного производства, являются, конечно, вторичными по отношению к целям интеграции и общественного контроля, утвержденным при помощи всего мифологического и психологического механизма, связанного с телом.

В истории идеологий те из них, которые относились к телу, долго имели критическую наступательную ценность в борьбе с идеологиями спиритуалистической, пуританской, морализующей направленности, сосредоточенными на душе или каком-либо другом имматериальном принципе. Начиная со средневековья, все ереси приобретали тем или другим образом характер протеста с позиций плоти, как бы предвосхищая возрождение тела в противовес суровой догме церквей (подобная «адамическая», постоянно возрождающаяся тенденция, всегда осуждалась ортодоксией). С XVIII века сенсуалистская, эмпирическая, материалистическая философия пробила брешь в традиционных спиритуалистических догмах. Было бы интересно проанализировать ближе долгий процесс исторического распада такой фундаментальной ценности, как душа, в связи с которой была выстроена вся схема индивидуального спасения и, конечно, также весь процесс общественной интеграции. Долгая десакрализация души, секуляризация в пользу тела проходит через всю западную эру: ценности тела были разрушительными, являлись очагом самого острого идеологического противостояния. Как с ними обстоит дело сегодня, когда эти ценности имеют право гражданства и навязываются как новая этика? (Можно бы еще многое сказать, мы находимся скорее в фазе резкого столкновения пуританской и гедонистической идеологий, дискурсы которых смешиваются на всех уровнях.)

Мы видим, что сегодня тело, по-видимому торжествующее, вместо того чтобы предстать как еще одна живая и противоборствующая инстанция, инстанция «демистификации», попросту переняло эстафету души как мифической инстанции, как догмы и схемы спасения. Его «открытие», которое долго было критикой священного, направленной на завоевание большей свободы, истины, эмансипации, короче - борьбой за человека против Бога, сегодня оказалось осененным знаком ресакрализации . Культ тела не находится больше в противоречии с культом души: он его заменяет и наследует его идеологическую функцию. Как говорит Норман Браун (Браун Норман (1913) - американский искусствовед. - Прим. перев.; «Эрос и Танатос», с. 304):

«Нельзя позволить себе ошибиться насчет абсолютной антиномии священного и мирского и интерпретировать как «секуляризацию» то, что является только метаморфозой священного».

Материальная очевидность «освобожденного» тела (но мы видели: освобожденного как объект-знак и подавленного в его разрушительной истине желания, что реализуется как в эротике, так и в спорте и гигиене) не должна нас обмануть - она просто выражает замену устаревшей идеологии души, не адекватной развитой продуктивистской системе и не способной отныне обеспечить идеологическую интеграцию, современной, более функциональной идеологией, которая в основном охраняет индивидуалистическую систему ценностей и связанные с ней общественные структуры. Она их даже усиливает, дает им весьма устойчивую основу, так как заменяет трансценденцию души тотальной имманентностью тела, его спонтанной очевидностью. Однако эта очевидность фальшива. Тело, каким его представляет современная мифология, не более материально, чем душа. Как и она, оно является идеей , или скорее, ибо термин идея означает немногое, отдельным гипостазированным объектом, привилегированным двойником души, инвестированным в качестве такового. Оно стало тем, чем была душа в свое время, - исключительной опорой объективации, главным мифом этики потребления . Видно, насколько тесно связано тело с целями производства как опора (экономическая), как принцип (психологический) управляемой интеграции индивида и как стратегия (политическая) общественного контроля.